«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Добрый день! На Мастрюковских озёрах (р-н посёлка Власть Труда около оз. Мастрюково) ведутся какие-то археологические работы, копают шурфы уже не один год. По слухам местных жителей там якобы обнаружили поселение кочевников IX века.

Вопрос 1: Можете ли рассказать что то об этом? На этом месте идёт полным ходом застройка коттеджами!


Вопрос 2: Рядом с одним из шурфов в земле, я случайно обнаружил предмет, напоминающий осколок кувшина. Куда я могу показать его и, в случае археологической ценности сдать?
Уважаемый Геннадий!
Спасибо Вам за проявленное беспокойство по поводу сохранности археологического памятника.
В районе поселка Власть Труда действительно находится селище, относящееся к VIII-X вв. и оставленное кочевниками хазарской эпохи.
Селище открыто в 2007 г. Д.А.Сташенковым и занесено в Список выявленных объектов археологического наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия. В последние годы археологи неоднократно шурфовали территорию селища с целью определить границы памятника. Судя по исследованиям, площадь селища была большой, не менее 20 га. Краткую информацию о раскопках 2017 г. можно получить из статьи - Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Исследование селища Власть Труда // Археологические открытия в Самарской области в 2017 году. Самара, 2018. С.40.
Поверхность территории селища испытала сильное антропогенное воздействие, частично нарушен культурный слой. Сейчас на данной территории строится коттеджный поселок «Континент», что тоже может привести к разрушению культурного слоя.
Если Вам попались предметы, связанные, возможно, со средневековым селищем, то самое правильное было бы - привезти их в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина и показать сотрудникам археологического отдела Д.А.Сташенкову и А.Ф.Кочкиной. Если у Вас есть сомнения в ценности Ваших находок, Вы можете предварительно прислать их фото на наш сайт.
Благодарим Вас еще раз за внимание к историческим памятникам.
Здравствуйте! Где и как можно прочитать статью В.А.Скарбовенко "Николаевка III - могильник эпохи средней бронзы..." // Вопросы археологии Урала и Поволжья. - Самара, 1999 г.?
Добрый день!
Статью можно скачать на нашем сайте в разделе "библиотека/ труды самарских археологов/Скарбовенко"

http://archsamara.ru/files/biblioteka/skarbovenko_1999.pdf
Скажите, люди без профильного образования могут хоть как-то участвовать в раскопах вместе с профессионалами? Может волонтёрство, может за какую-то минимальную плату или вроде того...
В археологической экспедиции всегда найдется работа, не требующая специального образования. Прежде всего, нужны землекопы. Но и землекопы должны пройти специальный инструктаж, чтобы им можно было доверить не только отвалы и балласт, но и раскопки культурного слоя. Если раскопки носят охранный характер и финансируются строящими организациями, волонтеры могут рассчитывать и на заработную плату.
Как правило, экспедиция комплектуется из студентов исторических факультетов, которые уже прошли археологическую практику. Но это могут быть и студенты других факультетов. Главное, чтобы они были готовы к ежедневной физической работе, специфическим условиям жизни в полевых условиях.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Хлебная площадь – место рождения и возрождения города. Концепция развития историко-архитектурного и археологического парка
Хлебная площадь – место рождения и возрождения города. Концепция развития историко-архитектурного и археологического парка

Храмова М.Ю.

Хлебная площадь – топоним, включающий в себя для большинства горожан гораздо более обширную территорию, чем обозначенная на данный момент ее объективными границами. Как правило, это все, что находится за площадью Революции и улицей Венцека в сторону Стрелки. Такое обобщающее представление о территории сложилось не случайно. Данное городское образование формировалось большую часть истории существования Самары и являлось, собственно, полноценным городом со своими центральными площадями, скверами, проспектами, административными и образовательными учреждениями. Хлебная площадь в современном сознании самарцев и в отношении к ней выглядит как окраина в центре, и это результат отступления, ухода города от места своего возникновения. Существует множество исторических предпосылок и причин потери этим городским образованием своего центрального значения. В результате исторических событий последнего столетия радикально изменилось функциональное назначение территории Хлебной площади, что значительно повлияло на еe архитектурно-пространственную организацию, особенности освоения пространства, и как следствие – процесс постепенного разрушения комфортной городской среды и потери его символического значения. За всю историю существования территории Хлебной площади происходили естественные, порой парадоксальные искусственные изменения культурного ландшафта указанной части города. Несмотря на это, мы по-прежнему ментально определяем ее как единое целое. Все перечисленные факторы побуждают к внимательному изучению городского образования «Хлебная площадь» с целью возрождения его в качестве историко-архитектурного и археологического парка.

Концепция развития территории «Хлебная площадь» и создания парка основывается на понятии культурного ландшафта города, которое объединяет два термина: «культурный ландшафт» (теоретико-географического подхода В.Л. Каганского) и «городская среда» (И.М. Смоляр). Культурный ландшафт города – это земное пространство, вмещающее совокупность частей и элементов города, образующих среду для жизнедеятельности населения города. Пространство одновременно цельно и структурировано, содержит природные и культурные компоненты, освоено утилитарно, семантически и символически. Культурный ландшафт города представляет собой сплошную и «всюдную» ткань с бесчисленным количеством смысловых слоев и внутренней структурой. Он является местом концентрации слоев глобального культурного ландшафта. Роль каркаса структуры культурного ландшафта в городе играют общественные пространства, как территории, аккумулирующие процессы жизнедеятельности городского сообщества. Общественные пространства для данной территории – основа возрождения заброшенной городской среды. Формирование сложной многослойной живой структуры общественных пространств (площади, бульвары, переулки, проходные дворы), наращивание своеобразного скелета – это движение к оживлению всей ткани города, включая жилые дворы и кварталы.

Для создания концепции историко-архитектурного и археологического парка «Хлебная площадь» были проведены исследования потенциала культурного ландшафта этой территории и составлен его каркас из существующих на данный момент общественных пространств. В качестве нереализованного или утерянного многообразия особенностей данной территории, то есть ее потенциала, были выявлены точки и границы исторической идентичности – местоположение объектов и пространств, существовавших в разные временные этапы на данной территории. Концентрация потенциала исторической идентичности и наличие сложившихся общественных пространств актуализировали наиболее важные территории для формирования парка.

Исторические пространства и объекты, формирующие символическое значение Хлебной площади:

  • территория кремля и «палисада» «рубленой» крепости 1586 года, места расположения башен, ворот, пространства площади;
  • территория Земляной крепости 1706 года, места расположения угловых башен, въездов;
  • территория, на которой размещались сооружения Новой Закамской и Оренбургской экспедиций;
  • территория Преображенского монастыря;
  • места расположения храмов на различных этапах развития территории;
  • территория первой городской площади – старой Хлебной площади;
  • места расположения хлебных амбаров и мельниц;
  • территория Лишина сквера (Александровского, Транспортного сада);
  • линии маршрутов первого общественного транспорта – конки и первого трамвая;
  • комплекс зданий Первой пожарной охраны;
  • здание Хлебной биржи;
  • здания Реального училища и женской гимназии;
  • усадьбы и дома середины XIX – начала XX веков.

Существующие общественные пространства, которые являются основой структуры парка на современном этапе, учитывая их функциональные, композиционные, стилистические и символические особенности: площадь Дзержинского, современная Хлебная площадь, улица Алексея Толстого, улица Комсомольская, улица Водников.

Таким образом, к историко-архитектурному и археологическому парку необходимо отнести следующие наиболее важные территории всего большого пространства Хлебной площади – территорию современной Хлебной площади до ул. Князя Г. Засекина, полностью 1, 2, 3, 8 кварталы, территории 4, 5, 6, 7, 9, 16, 17, 18, 19 кварталов на глубину усадьбы по линиям парцелляции от улиц Кутякова, Ал. Толстого, С. Разина, Комсомольской.

Основная идея концепции развития парка опирается на наиболее постоянную и значимую составляющую символического слоя культурного ландшафта – на уникальную природно-географическую характеристику территории. Две реки (Волга и Самара) обнимают город, поддерживают тот удобный кусочек суши, который люди в свое время выбрали как безопасное пристанище. Именно в этом месте сильно чувствуется свежее дыхание рек. Цель концепции – снова «впустить» их в город, преодолев скорлупу заброшенных территорий, и использовать для нового подъема места зарождения города животворящую силу природы. Важнейшей задачей является воссоздание и формирование «зеленых» комфортных общественных пространств с одновременным возрождением исторической идентичности территории.

Ядром парка станет система общественных пространств – сквер Хлебная площадь (современная Хлебная площадь), Биржевая площадь (площадь Дзержинского), Лишин бульвар и бульвар Степана Разина (две части современной улицы Степана Разина). Они объединяются единой планировочной и архитектурно-пространственной темой – «Валы и бульвары». На месте раскопа земляной крепости 1706 года предполагается создание археологического музея, формирование рекреационного пространства сквера с частичным воссозданием оборонных сооружений земляного вала в виде конструкций пешеходного моста со смотровыми площадками и верхним бульваром, учитывая сложную транспортную ситуацию расположения музея. Два других бывших вала земляной крепости будут выявляться при помощи двух бульваров – пешеходного Лишина (от здания Биржи до ул. Комсомольской) и бульвара с односторонним автомобильным движением – Степана Разина. Кроме того, сохраняется сквер Дзержинского, на углу корпуса электромеханического завода предлагается организовать сквер с фонтаном.

Вокруг основного ядра парка логично сформировать сеть связанных между собой скверов и бульваров, которые, выходя за пределы парка в контекстную территорию, объединят его с перспективными пространствами набережных Волги и Самары и парка Стрелки. Это такие существующие общественные пространства, как бульвар Татищева (ул. Комсомольская от бульвара Степана Разина), пешеходная часть ул. Алексея Толстого (от ул. Крупской до ул. Кутякова), пешеходный бульвар Кутякова, сквер Субботиных (пространство в 3 квартале между ул. Ал. Толстого и ул. Князя Г. Засекина), Преображенский сквер (на пересечении улиц Кутякова и Водников), Элеватор Парк (сквер на территории бывшего 1-го мукомольного завода).

Современная Хлебная (бывшая Безымянная, Полицейская, Милицейская) площадь – существующее пространство. (Фото – ТАБУРЕНТ.РУ)
Комплекс зданий Пожарной охраны (арх. А.А. Щербачёв) – существующий объект. (Фото автора)
Территория Земляной крепости 1706 г., северный больворк. Самара в XVII –начале XVIII вв. Градостроительство Московского государства XVI – XVII веков / под общей ред. Н.Ф. Гуляницкого. М., 1994. С. 98.
Территория Земляной крепости. Вход. План Самары 1839 г. (Утвержден Николаем I в 1840 г.). Фрагмент. НА СОИКМ. Д. 6249.
Лишин сквер. Вид с Хлебной площади. 1869 г. // http://oldsamara.samgtu.ru/index.html
Вид на Стрелку. (Фото – ТАБУРЕНТ.РУ)