«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Здравствуйте.Ранее я уже обращался к вам , по поводу нахождения Липовского редута,но у Вас не оказалось на тот момент верной информации вы указали мне на Заинский редут,сейчас нам при поддержке нашего клуба"Сергиева дружина" и группы единомышленников удалось найти на карте некий редут который при накладке старых ландкарт на современные карты очень похож на искомый нами редут, помогите установить истину Липовский ли это редут вот координаты 54.164248,51.034632 .Нам не безразлична история нашего края и хотелось бы убрать еще одно белое пятно .
Уважаемый Сергей!
Действительно, по указанным координатам на карте в 5 км к северу от д. Липовки Сергиевского района, в месте впадения ручья Шиловского в речку Кильна (правый приток реки Липовки) находится сооружение внешне напоминающее редут. Оно подквадратной формы, размерами 34х30 м. Заметны ров и вал вокруг, а также вход с восточной стороны. Возможно это и есть Липовский редут, который был сооружен еще до строительства Ново-Закамской линии и входил в число т.н. «Сокских редутов». Правда, как пишет Э.Л. Дубман, Липовский редут находился в месте впадения р.Елховки в р. Липовку (Дубман, 2004, с. 20). Но судя по карте Ф.Ф. Ласковского (Дубман, 2004, с.129, рис.18) редут Липовский находился севернее дер. Липовка в месте впадения какой-то речки справа в р. Липовку, что соответствует обнаруженному на карте объекту.
А вот, что нам ответил автор книги о Новой Закамской линии, доктор исторических наук Э.Л.Дубман:
"Липовский редут это не Новая Закамская линия. Он не входил в состав ее сооружений и был построен раньше. Может быть, еще при Петре, може,т сразу после его смерти. Он есть на картах, которые помещены в книге"
Насколько изучен Муром под Жигулевском?
Уважаемый Измаил!
Если Вас интересует площадь, которая была исследована на Муромском городке, то она составляет чуть больше 4000 кв.м. Понятно, что это ничтожно мало при площади памятника, которая только в пределах укреплений составляет 150 га. Эту информацию, как и другие сведения о памятнике Вы могли бы и сами найти на нашем сайте http://archsamara.ru/samara/pamjatn2/,
Там же и рекомендуемая литература.

Вопрос, касательно Ново-Закамской линии обороны а точнее об одном из :2-ой драгунский билярский полк, интересует информация об исторической значимости, а так-же интересует информация о майоре Неплюеве, который стал основателем Неплюевки, и о последующей судьбе его потомков в период революции
Здравствуйте, Измаил!
Мы рады, что Вы обратились к нашему сайту в поисках ответа на интересующие Вас вопросы. Но эти вопросы, видимо, нужно задать историкам. Они знают эту эпоху лучше археологов.
О Неплюеве много информации в Интернете.
Мы можем порекомендовать книгу С.А.Александровой и Т.И.Ведерниковой "Сельские дворянские усадьбы Самарского Заволжья в XIX-XX веках". Самара, 2015. В этой монографии Неплюевым посвящен целый раздел.
Желаем Вам успеха!
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Город – площадь – события – люди (Букина О.В., Анненкова А.В.)
Город – площадь – события – люди (Букина О.В., Анненкова А.В.)

Знаменитый культуролог Петр Вайль начинает свою серию путеводителей по разным городам мира «Гений места» (лат. – genius lociс) с утверждения, что «... связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой». Одним из актуальных вопросов гуманитарных наук в наше время является вопрос гармонизации отношений современного человека и окружающей его социально-культурной среды, которой для большинства людей является городская среда.

Появление первых городов датируется рубежом III-II тыс. до н. э. Социально-историческими предпосылками возникновения городов считаются общий кризис, дестабилизация родовых отношений, вызванные демографическим ростом деревни, междоусобными войнами, различного рода миграциями – всем, что вынуждало людей уходить из общины.

До сих пор в справочной литературе используется определение города, данное немецким географом Фридрихом Ратцелем еще в конце XIX века: «...город – концентрированное поселение людей, занятых несельскохозяйственной деятельностью». Немецкий философ, социолог и экономист Карл Маркс также рассматривал город как «...пространственную форму определенного типа социально-экономических отношений, как производственно-экономическую систему», а немецкий географ Вальтер Кристаллер в качестве основной функции города выделял обеспечение окружающего пространства услугами и товарами.

Другие исследователи при определении особенностей города отдавали предпочтение иным факторам. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, например, рассматривал город как место сосредоточения социальной массы и разделения труда, а русский писатель и литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал, что «...идея города больше всего заключается в сплошной сосредоточенности всех удобств в наиболее сжатом круге».

Немецкий философ Максимилиан Вебер, пожалуй, впервые обратил внимание на то, что город «...это в первую очередь особый образ жизни, а образ жизни обусловлен, прежде всего, ценностно-мировоззренческими интенциями (направленностью – авт.) людей».

Сегодня город определяют как «...целостное социокультурное образование, саморазвивающуюся систему, все грани которой взаимосвязаны...». Выделяют целый ряд особенностей, которые характеризуют городское культурное пространство, такие как: 1) социокультурная гетерогенность (разнородность), 2) интенция на разнообразие и инновацию, 3) личностное восприятие пространства. В городе человек постоянно должен был к чему-то приспосабливаться, что-то создавать, изменять, развивать.

В городской среде принято выделять духовные, то есть идеи, образы, настроения, впечатления, и материальные составляющие, непосредственно осязаемые объекты. Основными составляющими городской среды в материальном аспекте являются городской ландшафт и архитектура. Они образуют материально организованную среду жизни людей. Городская среда выполняет разнообразные и в то же время очень важные функции. Своими материально-пространственными элементами – как среда обитания человека – городская среда выступает гарантом стабильности, точкой опоры в динамичном, неустроенном мире. Своим духовным началом городская среда объединяет социальный и культурный пласты, обеспечивает задачи социокультурного развития, степень включения населения в принятие решений. Важно отметить, что городская среда, посредством ее относительно статичных структурных элементов, способна передавать информацию, знания о культуре, образах прошлого, сохранять и транслировать историческое прошлое и ценности городской культуры.

При социально-пространственном делении в городской среде вычленяют личные и публичные пространства. К личным пространствам относят такие, в которых организована интимно-бытовая часть жизни горожан (дома и квартиры, внутренние дворики). Их главная характеристика – интимность. Пространства публичные не связаны с конкретными людьми, их могут посещать разные жители города.

Публичные пространства подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые публичные пространства – это пространства в городской среде, ограниченность которых обусловлена спецификой их функции. К закрытым публичным пространствам относят, например, стадионы. Открытые публичные пространства – это незастроенные территории, имеющие различное назначение и образующие вместе со зданиями и сооружениями материально-пространственную среду обитания человека. Среди их задач наиболее важны следующие: улучшение санитарно-гигиенического режима города; формирование эмоционально-художественного климата городских территорий; создание возможности для поддержания общественного единства.

Одним из основных видов открытых публичных пространств города, наряду с улицами, парками, скверами и пляжами, является городская площадь. Городскую площадь можно определить как открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств и выполняющее транспортные, пешеходные, архитектурно-композиционные, производственно-бытовые, общественные, культурные функции.

Городская площадь восходит к античной агоре (греч. собрание) или еще более архаичному костровищу, вокруг которого собиралось племя для совместных действий, принятия решений. Агора в античном полисе представляла собой место свободного волеизъявления, обсуждения общих интересов, место собраний. Даже рабам разрешалось обращаться к свободным гражданам, и те обязаны были отвечать. Кроме того, агора совмещала еще несколько функций: на ней располагались рынки, проводились праздники, это было место, где происходили самые значимые события города.

В Средневековье городская площадь продолжала оставаться средоточием городской жизни. Здесь проходили праздники, турниры, процессии, сбор горожан для объявления воли главы, казней. Площадь располагалась перед замком или храмом и являлась центром города, все остальное пространство представляло собой сплетение узких улочек. Отсутствие прямых, четких улиц приводило к изолированности и камерности городских площадей. В эпоху Возрождения в Европе площади стали одним из элементов парково-дворцовой системы. В XVIII-XX веках площадь, сохраняя значение центрального места города, обретает иной смысл – во многих городах площади становятся местом восстаний, революционных действий.

Дальнейшее развитие площадей привело к обособлению их отдельных функций. В соответствии с ними площади подразделяются на: 1) производственно-бытовые (например, вокзальные, предзаводские, торговые). Они создаются для обеспечения возможности подъезда транспорта к крупным предприятиям, вокзалам; размещения торговых палаток для сельскохозяйственных ярмарок; 2) политические или общественные. Они размещаются перед крупными административными сооружениями и общественными зданиями. На этих площадях люди могут собираться в дни демонстраций, в особо важные исторические моменты; 3) разгрузочные – предназначенные для разгрузки, облегчения внутригородского движения; 4) культурно-эстетические (театральные, мемориальные, соборные и другие). «...Эти площади являются площадями высшего типа, где требуется участие лучших сил архитектуры… Архитектура этих площадей более монументальна, чем архитектура города вообще». Кроме этого, исследователи выделяют площади многофункциональные. К таким площадям относят либо крупные городские площади, либо центральные площади небольших городов и поселений.

Несколько типов площадей выделяют также, исходя из особенностей их взаимодействия с городскими улицами: 1) площади, располагающиеся на пересечении улиц (например, привокзальные или разгрузочные); 2) площади, располагающиеся внутри кварталов, образованных улицами (пешеходные площади); 3) площади, располагающиеся на отрезках улиц путем их расширения в одну или обе стороны, а также на территории примыкающих к ним кварталов (торговые, политические, разгрузочные).

Городские площади разделяются еще на исторические и современные. Историческая площадь представляет собой открытое публичное пространство, воспроизводящее культурно-исторические особенности того или иного периода развития города или другого населенного пункта. Критерием историчности площади можно считать завершенность исторического периода, в который площадь создана, и информацию о котором она транслирует. Площадь, бывшая в определенное время центральной, а может и единственной в городе, с течением времени теряет это качество – происходят новые события, и городская среда реагирует на них разрастанием своей архитектурной ткани. Так площадь становится исторической.

Будучи наиболее стабильной частью городской среды, сочетающей в себе ландшафтные и архитектурные элементы, историческая площадь играет в формировании и сохранении исторической среды города одну из ключевых ролей. Эта роль складывается из целого ряда эффектов: 1) в пространстве исторической площади сконцентрированы объекты историко-культурного наследия, отражающие историю города; 2) историческая площадь как открытое городское пространство снижает эмоциональное давление, получаемое горожанами в районах с повышенной плотностью застройки; 3) при условии проведения реставрационных работ архитектурно-ландшафтные ансамбли исторических площадей выполняют эстетическую функцию; 4) обращение к элементам историко-культурной среды, сконцентрированным на исторической площади, способствует формированию потребности человека узнавать свои корни, насколько возможно, прикоснуться к ним, ощутить свою причастность к историческим событиям, свидетелями которых являются городские артефакты. Последняя функция особенно важна, с учетом того, что одной из важнейших проблем взаимодействия современного человека и города является проблема отчужденности жителя города от городской среды, особенно это актуально для жителей мегаполисов.

Однако часто мы становимся свидетелями того, как в результате потери своих изначальных функции городские площади приходят в запустение, деградируют и превращаются в места, мало привлекательные для горожан. Для того чтобы в полной мере выполнять свои функции, исторические площади нуждаются в ревитализации. В архитектуре и строительстве под ревитализацией понимается включение объектов исторической площади в современную жизнь. Большой опыт ревитализации исторических площадей накоплен в странах Европы. В подавляющем большинстве случаев основой для ревитализации пространства исторической площади является прием сохранения хотя бы внешней историко-культурной идентичности. К наиболее распространенным приемам можно отнести также следующие два приема: 1) внедрение зеленых зон, то есть обновление площади путем ее озеленения и 2) создание многоуровневого пространства путем организации подземного уровня пространства площади. Менее распространены такие приемы, как 1) внедрение релаксационных зон, необходимых для привлечения путешествующих и отдыхающих; 2) внедрение мультимедийных социально-культурных объектов; 3) социокультурная актуализация пространства площади или отдельных ее элементов через создание новых актуальных для современной ситуации объектов площади, гармонично вписывающихся в ее исторический облик и 4) расширение исторической площади и объединение ее с другими городскими объектами. Таким образом, основная задача ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых форм исторической площади с учетом современных функций.

В российских городах среди огромного количества исторических площадей довольно часто встречаются площади с названием Хлебная. Это и понятно. Хлеб – один из основных продуктов питания россиян, основа материальной и духовной культуры. Столетиями именно с хлебом была связана повседневная и праздничная жизнь не только крестьян, но и горожан. Города становились местами хлебной торговли. Поэтому Хлебные площади можно встретить в разных российских городах: Оренбурге, Пензе, Вятке, Туле, Тамбове, Екатеринбурге, Саратове (ныне Театральная), Егорьевске, Елабуге, Шадринске, Аральске, Мелекесе, Одоеве и Самаре.

Литература

Анциферов Н.П. Пути постижения города как социального организма: опыт комплексного подхода. – Л.: Сеятель, 1925. [Электронный ресурс]: Научная библиотека им. М. Горького. – http://www.library.spbu.ru

Барт Р. Семиология и градостроительство. – М.: Современная архитектура, 1971.

Вебер М. История хозяйства: Город. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

Глазычев В.Л. Урбанистика. – М.: Европа, 2008.

Иконников А.В. Формирование городской среды. – М.: Знание, 1988.

Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Речь, 2005.

Невзоров А.Ю. Московские площади конца XX – начала XXI веков: взаимосвязь функций и пространства: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

Пирогов С.В. Конспект лекций по курсу «Социология города». – М.: Владос, 2003.

Струве А.Н. Современный город: ревитализация и джентрификация. – М.: Контос, 2015.

Шепелев Н.П., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки. – М.: Высшая школа, 2000.