«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Добрый день! На Мастрюковских озёрах (р-н посёлка Власть Труда около оз. Мастрюково) ведутся какие-то археологические работы, копают шурфы уже не один год. По слухам местных жителей там якобы обнаружили поселение кочевников IX века.

Вопрос 1: Можете ли рассказать что то об этом? На этом месте идёт полным ходом застройка коттеджами!


Вопрос 2: Рядом с одним из шурфов в земле, я случайно обнаружил предмет, напоминающий осколок кувшина. Куда я могу показать его и, в случае археологической ценности сдать?
Уважаемый Геннадий!
Спасибо Вам за проявленное беспокойство по поводу сохранности археологического памятника.
В районе поселка Власть Труда действительно находится селище, относящееся к VIII-X вв. и оставленное кочевниками хазарской эпохи.
Селище открыто в 2007 г. Д.А.Сташенковым и занесено в Список выявленных объектов археологического наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия. В последние годы археологи неоднократно шурфовали территорию селища с целью определить границы памятника. Судя по исследованиям, площадь селища была большой, не менее 20 га. Краткую информацию о раскопках 2017 г. можно получить из статьи - Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Исследование селища Власть Труда // Археологические открытия в Самарской области в 2017 году. Самара, 2018. С.40.
Поверхность территории селища испытала сильное антропогенное воздействие, частично нарушен культурный слой. Сейчас на данной территории строится коттеджный поселок «Континент», что тоже может привести к разрушению культурного слоя.
Если Вам попались предметы, связанные, возможно, со средневековым селищем, то самое правильное было бы - привезти их в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина и показать сотрудникам археологического отдела Д.А.Сташенкову и А.Ф.Кочкиной. Если у Вас есть сомнения в ценности Ваших находок, Вы можете предварительно прислать их фото на наш сайт.
Благодарим Вас еще раз за внимание к историческим памятникам.
Здравствуйте! Где и как можно прочитать статью В.А.Скарбовенко "Николаевка III - могильник эпохи средней бронзы..." // Вопросы археологии Урала и Поволжья. - Самара, 1999 г.?
Добрый день!
Статью можно скачать на нашем сайте в разделе "библиотека/ труды самарских археологов/Скарбовенко"

http://archsamara.ru/files/biblioteka/skarbovenko_1999.pdf
Скажите, люди без профильного образования могут хоть как-то участвовать в раскопах вместе с профессионалами? Может волонтёрство, может за какую-то минимальную плату или вроде того...
В археологической экспедиции всегда найдется работа, не требующая специального образования. Прежде всего, нужны землекопы. Но и землекопы должны пройти специальный инструктаж, чтобы им можно было доверить не только отвалы и балласт, но и раскопки культурного слоя. Если раскопки носят охранный характер и финансируются строящими организациями, волонтеры могут рассчитывать и на заработную плату.
Как правило, экспедиция комплектуется из студентов исторических факультетов, которые уже прошли археологическую практику. Но это могут быть и студенты других факультетов. Главное, чтобы они были готовы к ежедневной физической работе, специфическим условиям жизни в полевых условиях.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Город – площадь – события – люди (Букина О.В., Анненкова А.В.)
Город – площадь – события – люди (Букина О.В., Анненкова А.В.)

Знаменитый культуролог Петр Вайль начинает свою серию путеводителей по разным городам мира «Гений места» (лат. – genius lociс) с утверждения, что «... связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой». Одним из актуальных вопросов гуманитарных наук в наше время является вопрос гармонизации отношений современного человека и окружающей его социально-культурной среды, которой для большинства людей является городская среда.

Появление первых городов датируется рубежом III-II тыс. до н. э. Социально-историческими предпосылками возникновения городов считаются общий кризис, дестабилизация родовых отношений, вызванные демографическим ростом деревни, междоусобными войнами, различного рода миграциями – всем, что вынуждало людей уходить из общины.

До сих пор в справочной литературе используется определение города, данное немецким географом Фридрихом Ратцелем еще в конце XIX века: «...город – концентрированное поселение людей, занятых несельскохозяйственной деятельностью». Немецкий философ, социолог и экономист Карл Маркс также рассматривал город как «...пространственную форму определенного типа социально-экономических отношений, как производственно-экономическую систему», а немецкий географ Вальтер Кристаллер в качестве основной функции города выделял обеспечение окружающего пространства услугами и товарами.

Другие исследователи при определении особенностей города отдавали предпочтение иным факторам. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, например, рассматривал город как место сосредоточения социальной массы и разделения труда, а русский писатель и литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал, что «...идея города больше всего заключается в сплошной сосредоточенности всех удобств в наиболее сжатом круге».

Немецкий философ Максимилиан Вебер, пожалуй, впервые обратил внимание на то, что город «...это в первую очередь особый образ жизни, а образ жизни обусловлен, прежде всего, ценностно-мировоззренческими интенциями (направленностью – авт.) людей».

Сегодня город определяют как «...целостное социокультурное образование, саморазвивающуюся систему, все грани которой взаимосвязаны...». Выделяют целый ряд особенностей, которые характеризуют городское культурное пространство, такие как: 1) социокультурная гетерогенность (разнородность), 2) интенция на разнообразие и инновацию, 3) личностное восприятие пространства. В городе человек постоянно должен был к чему-то приспосабливаться, что-то создавать, изменять, развивать.

В городской среде принято выделять духовные, то есть идеи, образы, настроения, впечатления, и материальные составляющие, непосредственно осязаемые объекты. Основными составляющими городской среды в материальном аспекте являются городской ландшафт и архитектура. Они образуют материально организованную среду жизни людей. Городская среда выполняет разнообразные и в то же время очень важные функции. Своими материально-пространственными элементами – как среда обитания человека – городская среда выступает гарантом стабильности, точкой опоры в динамичном, неустроенном мире. Своим духовным началом городская среда объединяет социальный и культурный пласты, обеспечивает задачи социокультурного развития, степень включения населения в принятие решений. Важно отметить, что городская среда, посредством ее относительно статичных структурных элементов, способна передавать информацию, знания о культуре, образах прошлого, сохранять и транслировать историческое прошлое и ценности городской культуры.

При социально-пространственном делении в городской среде вычленяют личные и публичные пространства. К личным пространствам относят такие, в которых организована интимно-бытовая часть жизни горожан (дома и квартиры, внутренние дворики). Их главная характеристика – интимность. Пространства публичные не связаны с конкретными людьми, их могут посещать разные жители города.

Публичные пространства подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые публичные пространства – это пространства в городской среде, ограниченность которых обусловлена спецификой их функции. К закрытым публичным пространствам относят, например, стадионы. Открытые публичные пространства – это незастроенные территории, имеющие различное назначение и образующие вместе со зданиями и сооружениями материально-пространственную среду обитания человека. Среди их задач наиболее важны следующие: улучшение санитарно-гигиенического режима города; формирование эмоционально-художественного климата городских территорий; создание возможности для поддержания общественного единства.

Одним из основных видов открытых публичных пространств города, наряду с улицами, парками, скверами и пляжами, является городская площадь. Городскую площадь можно определить как открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств и выполняющее транспортные, пешеходные, архитектурно-композиционные, производственно-бытовые, общественные, культурные функции.

Городская площадь восходит к античной агоре (греч. собрание) или еще более архаичному костровищу, вокруг которого собиралось племя для совместных действий, принятия решений. Агора в античном полисе представляла собой место свободного волеизъявления, обсуждения общих интересов, место собраний. Даже рабам разрешалось обращаться к свободным гражданам, и те обязаны были отвечать. Кроме того, агора совмещала еще несколько функций: на ней располагались рынки, проводились праздники, это было место, где происходили самые значимые события города.

В Средневековье городская площадь продолжала оставаться средоточием городской жизни. Здесь проходили праздники, турниры, процессии, сбор горожан для объявления воли главы, казней. Площадь располагалась перед замком или храмом и являлась центром города, все остальное пространство представляло собой сплетение узких улочек. Отсутствие прямых, четких улиц приводило к изолированности и камерности городских площадей. В эпоху Возрождения в Европе площади стали одним из элементов парково-дворцовой системы. В XVIII-XX веках площадь, сохраняя значение центрального места города, обретает иной смысл – во многих городах площади становятся местом восстаний, революционных действий.

Дальнейшее развитие площадей привело к обособлению их отдельных функций. В соответствии с ними площади подразделяются на: 1) производственно-бытовые (например, вокзальные, предзаводские, торговые). Они создаются для обеспечения возможности подъезда транспорта к крупным предприятиям, вокзалам; размещения торговых палаток для сельскохозяйственных ярмарок; 2) политические или общественные. Они размещаются перед крупными административными сооружениями и общественными зданиями. На этих площадях люди могут собираться в дни демонстраций, в особо важные исторические моменты; 3) разгрузочные – предназначенные для разгрузки, облегчения внутригородского движения; 4) культурно-эстетические (театральные, мемориальные, соборные и другие). «...Эти площади являются площадями высшего типа, где требуется участие лучших сил архитектуры… Архитектура этих площадей более монументальна, чем архитектура города вообще». Кроме этого, исследователи выделяют площади многофункциональные. К таким площадям относят либо крупные городские площади, либо центральные площади небольших городов и поселений.

Несколько типов площадей выделяют также, исходя из особенностей их взаимодействия с городскими улицами: 1) площади, располагающиеся на пересечении улиц (например, привокзальные или разгрузочные); 2) площади, располагающиеся внутри кварталов, образованных улицами (пешеходные площади); 3) площади, располагающиеся на отрезках улиц путем их расширения в одну или обе стороны, а также на территории примыкающих к ним кварталов (торговые, политические, разгрузочные).

Городские площади разделяются еще на исторические и современные. Историческая площадь представляет собой открытое публичное пространство, воспроизводящее культурно-исторические особенности того или иного периода развития города или другого населенного пункта. Критерием историчности площади можно считать завершенность исторического периода, в который площадь создана, и информацию о котором она транслирует. Площадь, бывшая в определенное время центральной, а может и единственной в городе, с течением времени теряет это качество – происходят новые события, и городская среда реагирует на них разрастанием своей архитектурной ткани. Так площадь становится исторической.

Будучи наиболее стабильной частью городской среды, сочетающей в себе ландшафтные и архитектурные элементы, историческая площадь играет в формировании и сохранении исторической среды города одну из ключевых ролей. Эта роль складывается из целого ряда эффектов: 1) в пространстве исторической площади сконцентрированы объекты историко-культурного наследия, отражающие историю города; 2) историческая площадь как открытое городское пространство снижает эмоциональное давление, получаемое горожанами в районах с повышенной плотностью застройки; 3) при условии проведения реставрационных работ архитектурно-ландшафтные ансамбли исторических площадей выполняют эстетическую функцию; 4) обращение к элементам историко-культурной среды, сконцентрированным на исторической площади, способствует формированию потребности человека узнавать свои корни, насколько возможно, прикоснуться к ним, ощутить свою причастность к историческим событиям, свидетелями которых являются городские артефакты. Последняя функция особенно важна, с учетом того, что одной из важнейших проблем взаимодействия современного человека и города является проблема отчужденности жителя города от городской среды, особенно это актуально для жителей мегаполисов.

Однако часто мы становимся свидетелями того, как в результате потери своих изначальных функции городские площади приходят в запустение, деградируют и превращаются в места, мало привлекательные для горожан. Для того чтобы в полной мере выполнять свои функции, исторические площади нуждаются в ревитализации. В архитектуре и строительстве под ревитализацией понимается включение объектов исторической площади в современную жизнь. Большой опыт ревитализации исторических площадей накоплен в странах Европы. В подавляющем большинстве случаев основой для ревитализации пространства исторической площади является прием сохранения хотя бы внешней историко-культурной идентичности. К наиболее распространенным приемам можно отнести также следующие два приема: 1) внедрение зеленых зон, то есть обновление площади путем ее озеленения и 2) создание многоуровневого пространства путем организации подземного уровня пространства площади. Менее распространены такие приемы, как 1) внедрение релаксационных зон, необходимых для привлечения путешествующих и отдыхающих; 2) внедрение мультимедийных социально-культурных объектов; 3) социокультурная актуализация пространства площади или отдельных ее элементов через создание новых актуальных для современной ситуации объектов площади, гармонично вписывающихся в ее исторический облик и 4) расширение исторической площади и объединение ее с другими городскими объектами. Таким образом, основная задача ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых форм исторической площади с учетом современных функций.

В российских городах среди огромного количества исторических площадей довольно часто встречаются площади с названием Хлебная. Это и понятно. Хлеб – один из основных продуктов питания россиян, основа материальной и духовной культуры. Столетиями именно с хлебом была связана повседневная и праздничная жизнь не только крестьян, но и горожан. Города становились местами хлебной торговли. Поэтому Хлебные площади можно встретить в разных российских городах: Оренбурге, Пензе, Вятке, Туле, Тамбове, Екатеринбурге, Саратове (ныне Театральная), Егорьевске, Елабуге, Шадринске, Аральске, Мелекесе, Одоеве и Самаре.

Литература

Анциферов Н.П. Пути постижения города как социального организма: опыт комплексного подхода. – Л.: Сеятель, 1925. [Электронный ресурс]: Научная библиотека им. М. Горького. – http://www.library.spbu.ru

Барт Р. Семиология и градостроительство. – М.: Современная архитектура, 1971.

Вебер М. История хозяйства: Город. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

Глазычев В.Л. Урбанистика. – М.: Европа, 2008.

Иконников А.В. Формирование городской среды. – М.: Знание, 1988.

Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Речь, 2005.

Невзоров А.Ю. Московские площади конца XX – начала XXI веков: взаимосвязь функций и пространства: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

Пирогов С.В. Конспект лекций по курсу «Социология города». – М.: Владос, 2003.

Струве А.Н. Современный город: ревитализация и джентрификация. – М.: Контос, 2015.

Шепелев Н.П., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки. – М.: Высшая школа, 2000.