«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Здравствуйте, имеется ли у вас какая либо информация по земляному валу опоясывающему посёлок Гундоровка Красноярского района Самарской области. Относится ли он к Ново-Закамской оборонительной линии, или же это самостоятельное сооружение? В какой временной период он был построен? Буду благодарен любой информации.
Владимир, добрый день!
Земляной вал, который опоясывает поселок Гундоровку Красноярского района, действительно связан своим происхождением с Новой Закамской линией, которая была возведена в 30-е годы 18 века. Оборонительная линия должна была защитить российские земли от неприятельских набегов. О том, как создавался ее замысел, как шло строительство, с какими трудностями пришлось столкнуться создателям, можно прочитать в книге Э.Л.Дубмана "Новая Закамская линия: Проект, строительство, судьба." Самара, 2005.
В книге есть сведения и об участке линии, проходящем вдоль р.Сок по его левому берегу от Красноярской крепости до Сергиевского городка. Согласно архивным данным, приведенным в книге и сведениям, полученным от автора книги, доктора исторических наук Э.Л.Дубмана, на этом участке, кроме Красноярской крепости и Сергиевского городка было ещё несколько редутов и фельдшанцев (те же крепости, но меньшего размера). При редутах, как при крепостях, находились ландмилицкие поселения или слободы, гарнизон которых состоял из одной роты солдат (102 чел.) и их семей. В 15 верстах (около 16 км) от Красноярской крепости располагался редут Хороший. На космоснимках он обозначен как Раковский редут. А в 18 км от редута Хороший на переходе линии через р.Черновку (левобережный приток Сока) был устроен фельдшанец Чернорецкий. Фельдшанец – более значительное сооружение, чем редут, при Чернорецком фельдшанце поселили 3 роты конной и 1 пешей ландмилиции с общим числом солдат 462. Из архивных источников известно, что в отличие от других редутов и крепостей, слободы при редуте Хорошем и фельдшанце Чернорецком находились на противоположном берегу реки Сок. Почти нет сомнения, что оборонительные сооружения вокруг поселка Гундоровка, расположенные точно напротив Чернорецкого фельдшанца, и есть та самая ландмилицкая слобода при этой крепости. Как нам сообщил Э.Л.Дубман, окончательно расселение ландмилиции было произведено в 1735 г.
Здравствуйте! Хотелось бы уточнить по Конкурсу видеороликов. При нашей библиотеке есть киностудия. В составе - в том числе дети 5-8 классов. У студии родился довольно сложный сценарий - на 5 минут, но в одиночку его реализовать невозможно. Как нам лучше указать авторство - "Киностудия "Рассветъ"" или это будет группа авторов? Можем прислать сценарий заранее, чтобы Организаторы Конкурса могли убедиться в его актуальности. И, конечно, будет указан руководитель фильма.
Добрый день! В положении о конкурсе у нас везде говорится об авторах видеороликов, т.е. физических лицах. Поэтому укажите лучше коллектив авторов. Можно отметить, что авторы являются участниками/членами "Киностудии "Рассвет". Желаем вашему коллективу успеха!
Добрый день! На Мастрюковских озёрах (р-н посёлка Власть Труда около оз. Мастрюково) ведутся какие-то археологические работы, копают шурфы уже не один год. По слухам местных жителей там якобы обнаружили поселение кочевников IX века.

Вопрос 1: Можете ли рассказать что то об этом? На этом месте идёт полным ходом застройка коттеджами!


Вопрос 2: Рядом с одним из шурфов в земле, я случайно обнаружил предмет, напоминающий осколок кувшина. Куда я могу показать его и, в случае археологической ценности сдать?
Уважаемый Геннадий!
Спасибо Вам за проявленное беспокойство по поводу сохранности археологического памятника.
В районе поселка Власть Труда действительно находится селище, относящееся к VIII-X вв. и оставленное кочевниками хазарской эпохи.
Селище открыто в 2007 г. Д.А.Сташенковым и занесено в Список выявленных объектов археологического наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия. В последние годы археологи неоднократно шурфовали территорию селища с целью определить границы памятника. Судя по исследованиям, площадь селища была большой, не менее 20 га. Краткую информацию о раскопках 2017 г. можно получить из статьи - Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Исследование селища Власть Труда // Археологические открытия в Самарской области в 2017 году. Самара, 2018. С.40.
Поверхность территории селища испытала сильное антропогенное воздействие, частично нарушен культурный слой. Сейчас на данной территории строится коттеджный поселок «Континент», что тоже может привести к разрушению культурного слоя.
Если Вам попались предметы, связанные, возможно, со средневековым селищем, то самое правильное было бы - привезти их в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина и показать сотрудникам археологического отдела Д.А.Сташенкову и А.Ф.Кочкиной. Если у Вас есть сомнения в ценности Ваших находок, Вы можете предварительно прислать их фото на наш сайт.
Благодарим Вас еще раз за внимание к историческим памятникам.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Положение о конкурсе видеороликов

Самарская областная общественная организация

«Самарское археологическое общество»


ПОЛОЖЕНИЕ

об Областном конкурсе видеороликов «Мои корни»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение об Областном конкурсе видеороликов «Мои корни» (далее – Конкурс) определяет цели задачи, порядок организации, сроки проведения, устанавливает требования к предоставляемым на Конкурс материалам, критерии их оценки, порядок определения и награждения победителей.

1.2. Конкурс проводится в рамках реализации этнокультурного проекта «Корни» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1.3. Организатор конкурса – Самарская областная общественная организация «Самарское археологическое общество» (далее – САО).

1.4. Соорганизаторы конкурса - этно-лаборатории проекта «Корни», созданные на базе следующих учреждений:

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры муниципального района Борский Самарской области «Борская межпоселенческая библиотека»

- Межпоселенческая центральная библиотека им. И.Г. Зиненко Муниципального автономного учреждения «Искалинский Межпоселенческий центр культуры»

- Клявлинская централизованная библиотечная система Муниципального автономного учреждения «Межпоселенческий центр культуры, молодежной политики и спорта» муниципального района Клявлинский Самарской области

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» муниципального района Красноярский Самарской области

- Нефтегорская межпоселенческая библиотека Муниципального бюджетного учреждения «Культура» муниципального района Нефтегорский Самарской области

- Централизованная библиотечная система Муниципального бюджетного учреждения «Управление культуры муниципального района Похвистневский Самарской области»

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Сергиевский

1.5. Участники конкурса – школьники 5-8 классов муниципальных районов Борский, Исаклинский, Клявлинский, Красноярский, Нефтегорский, Сергиевский, Похвистневский Самарской области.

1.6. Информация о ходе проведения Конкурса, победителях размещается на сайте САО (http://archsamara.ru/), библиотечных сайтах, в ВКонтакте (https://vk.com/club178040978).

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Конкурс проводится с целью развития интереса школьников к национально-культурному наследию через историю своей семьи и своей малой Родины посредством интерактивного творчества в формате современных информационно-коммуникационных технологий.

2.2. Задачи конкурса:

- мотивация изучения истории семьи, малой Родины, причастности истории семьи и рода к истории страны; - развитие уважения к традициям и культуре этносов Самарского края;

- создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей, развития их творческих способностей.

3. Организация и проведение конкурса, регламент

3.1. Конкурс проводится в два этапа: муниципальный и областной.

3.2. Муниципальный этап Конкурса проводится на базе этно-лабораторий семи муниципальных районов: Борский, Исаклинский, Клявлинский, Красноярский, Нефтегорский, Сергиевский и Похвистневский Самарской области. Срок предоставления работ определяется этно-лабораторией и публикуется на сайте соорганизатора Конкурса соответствующего муниципального района.

3.3. В ходе муниципального этапа участники готовят видеоролик по теме конкурса.

3.4. При желании участники Конкурса могут получить информационную и консультационную помощь, посетить подготовительный мастер-класс или занятие по созданию видеороликов на базе этно-лаборатории своего района.

3.5. Для участия в Конкурсе автор видеоролика передает его координатору этно-лаборатории своего района. Работа сопровождается следующей информацией: название ролика, муниципальный район, школа, класс, фамилия, имя автора видеоролика, контактные данные.

3.6. Все видеоролики размещаются координатором этно-лаборатории в сети Интернет одновременно. Размещение происходит на страничках ВКонтакте соорганизаторов Конкурса.

3.7. Победители выбираются в следующих возрастных категориях:

- школьники 5-6 классов

- школьники 7-8 классов

3.8. Жюри, созданное этно-лабораториями, рассматривает и оценивает работы, выбирает по три лучшие работы в каждой возрастной категории.

3.9. Подведение итогов конкурса и награждение победителей муниципального этапа должно состояться не позднее 14.09.2019 г.

3.10. Победителям муниципального этапа Конкурса будут вручены диплом лауреата и памятные сувениры.

3.11. Областной этап конкурса проводится САО с 01.10.2019 г. по 15.10.2019 г., включая подведение итогов и объявление результатов.

3.12. На областной этап представляются работы, занявшие 1 место на муниципальном этапе Конкурса.

3.13. Из представленных работ жюри выбирает по одной лучшей работе в каждой возрастной категории.

3.14. Победители награждаются дипломами и подарками. Процедура награждения состоится в Самарской областной универсальной научной библиотеке.

4. Требования к конкурсной работе

4.1. Один участник может предоставить на Конкурс только одну работу.

4.2. На конкурс предоставляются видеоролики, снятые (созданные) любыми доступными средствами, отражающие тему конкурса: «Мои корни».

4.3. Конкурсные работы должны полностью соответствовать требованиям, перечисленным в настоящем Положении.

4.4. Содержание роликов не должно противоречить законодательству РФ. Не принимаются ролики рекламного и коммерческого характера, оскорбляющие достоинство и чувства других людей, а также не соответствующие тематике Конкурса.

4.5. Конкурсные видеоролики с участием детей размещаются только с письменного согласия родителей. 4.6. Технические требования к видеороликам:

- продолжительность не более 5 минут;

- возможна съёмка мобильными устройствами;

- допускаются формы HD, full HD, MPEG-4 (MP-4), MPEG-2, wmv, mp4;

- минимальное разрешение видеоролика – 1280х720 px;

4.7. Участники сами определяют жанр видеоролика (интервью, репортаж, видеоклип и т. д. и т. п.).

4.8. Допускается использование в видеороликах заставки, бегущей строки, закадрового текста, авторского музыкального сопровождения и минусовой фонограммы.

4.9. Для участия в Конкурсе не принимаются материалы, не являющиеся авторскими работами участников Конкурса или размещенные ранее в сети Интернет.

5. Жюри, критерии оценки работ Конкурса

5.1. Состав жюри муниципального этапа Конкурса формируется этно-лабораторией.

5.2. Состав жюри областного этапа Конкурса формируется САО.

5.3. Работы оцениваются по следующим параметрам:

- соответствие тематике Конкурса;

- воплощение авторского замысла и целостность восприятия видеоролика;

- содержательность работы (оценивается законченность, логичность, информативность, детальная проработанность и оригинальность сюжета);

- доступность восприятия и эмоциональное воздействие;

- соответствие выразительных средств художественному замыслу; - качество и техническое исполнения работы (оценивается обоснованность и рациональность выбора использованных инструментов и средств);

- качество художественного исполнения (оценивается художественный уровень видеоролика, дизайн элементов оформления (если будет), гармоничное цветовое сочетание, качество композиционного решения;

- при оценке работы учитываются зрительские симпатии по количеству лайков и перепостов.

5.4. Три лучшие работы в каждой возрастной категории, выбранные членами жюри муниципального этапа, проходят в финал.

5.5. Работы, не соответствующие требованиям, прописанным в данном Положении и поступившие к организаторам позже указанной даты, рассматриваться не будут.

6. Авторские права

6.1. Ответственность за соблюдение авторских прав работы, участвующей в конкурсе, несет автор, приславший данную работу.

6.2. Присылая свою работу на Конкурс, автор автоматически дает право организаторам Конкурса на некоммерческое использование представленного материала на время выполнения проекта для достижения его целей и задач (размещение в сети интернет, телепрограммах, участие в творческих проектах, публикации в СМИ, дальнейшее тиражирование и т. п.).

6.3. В случае необходимости, организаторы конкурса могут запросить у автора оригинал видеоролика.

6.4. Участники Конкурса дают свое согласие на обработку своих персональных данных (фамилия, имя, отчество, адреса электронной почты и иных персональных данных, сообщенных участником Конкурса);

6.5. Присланные на Конкурс видеоролики не рецензируются и не возвращаются.