«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Здравствуйте, имеется ли у вас какая либо информация по земляному валу опоясывающему посёлок Гундоровка Красноярского района Самарской области. Относится ли он к Ново-Закамской оборонительной линии, или же это самостоятельное сооружение? В какой временной период он был построен? Буду благодарен любой информации.
Владимир, добрый день!
Земляной вал, который опоясывает поселок Гундоровку Красноярского района, действительно связан своим происхождением с Новой Закамской линией, которая была возведена в 30-е годы 18 века. Оборонительная линия должна была защитить российские земли от неприятельских набегов. О том, как создавался ее замысел, как шло строительство, с какими трудностями пришлось столкнуться создателям, можно прочитать в книге Э.Л.Дубмана "Новая Закамская линия: Проект, строительство, судьба." Самара, 2005.
В книге есть сведения и об участке линии, проходящем вдоль р.Сок по его левому берегу от Красноярской крепости до Сергиевского городка. Согласно архивным данным, приведенным в книге и сведениям, полученным от автора книги, доктора исторических наук Э.Л.Дубмана, на этом участке, кроме Красноярской крепости и Сергиевского городка было ещё несколько редутов и фельдшанцев (те же крепости, но меньшего размера). При редутах, как при крепостях, находились ландмилицкие поселения или слободы, гарнизон которых состоял из одной роты солдат (102 чел.) и их семей. В 15 верстах (около 16 км) от Красноярской крепости располагался редут Хороший. На космоснимках он обозначен как Раковский редут. А в 18 км от редута Хороший на переходе линии через р.Черновку (левобережный приток Сока) был устроен фельдшанец Чернорецкий. Фельдшанец – более значительное сооружение, чем редут, при Чернорецком фельдшанце поселили 3 роты конной и 1 пешей ландмилиции с общим числом солдат 462. Из архивных источников известно, что в отличие от других редутов и крепостей, слободы при редуте Хорошем и фельдшанце Чернорецком находились на противоположном берегу реки Сок. Почти нет сомнения, что оборонительные сооружения вокруг поселка Гундоровка, расположенные точно напротив Чернорецкого фельдшанца, и есть та самая ландмилицкая слобода при этой крепости. Как нам сообщил Э.Л.Дубман, окончательно расселение ландмилиции было произведено в 1735 г.
Здравствуйте! Хотелось бы уточнить по Конкурсу видеороликов. При нашей библиотеке есть киностудия. В составе - в том числе дети 5-8 классов. У студии родился довольно сложный сценарий - на 5 минут, но в одиночку его реализовать невозможно. Как нам лучше указать авторство - "Киностудия "Рассветъ"" или это будет группа авторов? Можем прислать сценарий заранее, чтобы Организаторы Конкурса могли убедиться в его актуальности. И, конечно, будет указан руководитель фильма.
Добрый день! В положении о конкурсе у нас везде говорится об авторах видеороликов, т.е. физических лицах. Поэтому укажите лучше коллектив авторов. Можно отметить, что авторы являются участниками/членами "Киностудии "Рассвет". Желаем вашему коллективу успеха!
Добрый день! На Мастрюковских озёрах (р-н посёлка Власть Труда около оз. Мастрюково) ведутся какие-то археологические работы, копают шурфы уже не один год. По слухам местных жителей там якобы обнаружили поселение кочевников IX века.

Вопрос 1: Можете ли рассказать что то об этом? На этом месте идёт полным ходом застройка коттеджами!


Вопрос 2: Рядом с одним из шурфов в земле, я случайно обнаружил предмет, напоминающий осколок кувшина. Куда я могу показать его и, в случае археологической ценности сдать?
Уважаемый Геннадий!
Спасибо Вам за проявленное беспокойство по поводу сохранности археологического памятника.
В районе поселка Власть Труда действительно находится селище, относящееся к VIII-X вв. и оставленное кочевниками хазарской эпохи.
Селище открыто в 2007 г. Д.А.Сташенковым и занесено в Список выявленных объектов археологического наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия. В последние годы археологи неоднократно шурфовали территорию селища с целью определить границы памятника. Судя по исследованиям, площадь селища была большой, не менее 20 га. Краткую информацию о раскопках 2017 г. можно получить из статьи - Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Исследование селища Власть Труда // Археологические открытия в Самарской области в 2017 году. Самара, 2018. С.40.
Поверхность территории селища испытала сильное антропогенное воздействие, частично нарушен культурный слой. Сейчас на данной территории строится коттеджный поселок «Континент», что тоже может привести к разрушению культурного слоя.
Если Вам попались предметы, связанные, возможно, со средневековым селищем, то самое правильное было бы - привезти их в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина и показать сотрудникам археологического отдела Д.А.Сташенкову и А.Ф.Кочкиной. Если у Вас есть сомнения в ценности Ваших находок, Вы можете предварительно прислать их фото на наш сайт.
Благодарим Вас еще раз за внимание к историческим памятникам.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Положение о конкурсе

Самарская областная общественная организация

«Самарское археологическое общество»


ПОЛОЖЕНИЕ

об Областном конкурсе «Этно-генеалогическое древо»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение об Областном конкурсе «Этно-генеалогическое древо» (далее – Конкурс) определяет цели, задачи, порядок организации, сроки проведения, устанавливает требования к предоставляемым на Конкурс материалом, критерии их оценки; порядок определения и награждения победителей.

1.2. Конкурс проводится в рамках реализации этнокультурного проекта «Корни», с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

1.3. Организатор конкурса – Самарская областная общественная организация «Самарское археологическое общество» (далее – САО).

1.4. Соорганизаторы конкурса - этно-лаборатории проекта «Корни», созданные на базе следующих учреждений:

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры муниципального района Борский Самарской области «Борская межпоселенческая библиотека»

- Межпоселенческая центральная библиотека им. И.Г. Зиненко Муниципального автономного учреждения «Искалинский Межпоселенческий центр культуры»

- Клявлинская централизованная библиотечная система Муниципального автономного учреждения «Межпоселенческий центр культуры, молодежной политики и спорта» муниципального района Клявлинский Самарской области

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» муниципального района Красноярский Самарской области

- Нефтегорская межпоселенческая библиотека Муниципального бюджетного учреждения «Культура» муниципального района Нефтегорский Самарской области

- Централизованная библиотечная система Муниципального бюджетного учреждения «Управление культуры муниципального района Похвистневский Самарской области»

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Сергиевский

1.5. Участники конкурса – школьники 5-8 классов муниципальных районов Борский, Исаклинский, Клявлинский, Красноярский, Нефтегорский, Сергиевский, Похвистневский Самарской области.

1.6. Информация о ходе проведения Конкурса, победителях будет размещена на сайте САО (http://archsamara.ru/), библиотечных сайтах, в ВКонтакте (https://vk.com/club178040978).

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель Конкурса – развитие интереса школьников к изучению истории и культуры этносов, своей малой Родины через творческую деятельность.

2.2. Задачи Конкурса:

- сохранение и развитие семейных и родословных традиций;

- мотивирование детей к изучению истории семьи, малой Родины, причастности истории семьи и рода к истории страны

;- развитие уважения к традициям и культуре этносов Самарского края;

- формирование ответственного отношения к сбору и сохранению знаний по истории и культуре этносов;

- развитие творческих способностей и формирование информационной компетентности (умение работать с различными видами информации).

3. Организация и проведение конкурса, регламент

3.1. Конкурс проводится в два этапа: муниципальный и областной.

3.2. Муниципальный этап Конкурса проводится на базе этно-лабораторий семи муниципальных районов: Борский, Исаклинский, Клявлинский, Красноярский, Нефтегорский, Сергиевский и Похвистневский Самарской области. Срок предоставления работ определяется этно-лабораторией и публикуется на сайте соорганизатора Конкурса соответствующего муниципального района.

3.3. Для построения этно-генеалогического древа участники собирают материалы о своих семьях, живущих и живших ранее родственниках: имена, даты жизни, принадлежность к этносу, род деятельности, интересные события и др.

3.4. При желании участники Конкурса могут:

3.4.1. получить информационную и консультационную помощь, посетить подготовительный мастер-класс или занятие по созданию генеалогического древа на базе этно-лаборатории своего района;

3.4.2. обратиться за индивидуальной консультацией к научным консультантам, заявка на консультацию от руководителя этно-лабораторий подается в письменном виде по адресу: kulakovals@gmail.com.

3.5. Готовые работы с сопутствующими материалами предоставляются участниками в этно-лаборатории (см. п.1.4.) для работы жюри. Работы должны сопровождаться следующей информацией: фамилия, имя автора, наименование района, номер школы, класс, контактные данные.

3.6. Победители выбираются в следующих возрастных категориях:

- школьники 5-6 классов

- школьники 7-8 классов

3.7. Жюри, созданное этно-лабораториями, рассматривает и оценивает работы, выбирает по три лучшие работы в каждой возрастной категории.

3.8. Подведение итогов конкурса и награждение победителей муниципального этапа должно состояться не позднее 14.09.2019 г.

3.9. Победителям муниципального этапа Конкурса будут вручены диплом лауреата и памятные сувениры.

3.10. Областной этап конкурса проводится САО с 15.09.2019 г. по 15.10.2019 г., включая подведение итогов и объявление результатов.

3.11. На областной этап представляются работы, занявшие 1 место на муниципальном этапе Конкурса.

3.12. Работы, отобранные на областной этап конкурса, будут представлены на выставке в ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека» в октябре-ноябре 2019 г., их фотографии размещены на сайте САО и в группе «Этнокультурный проект «Корни» на период выполнения проекта.

3.13. Из представленных работ жюри выбирает три лучшие работы в каждой возрастной категории.

3.14. Победители награждаются дипломами и подарками. Процедура награждения состоится в Самарской областной универсальной научной библиотеке во время проведения выставки.

3.15. После окончания Конкурса творческие работы возвращаются участникам.

4. Требования к конкурсной работе

4.1. Один участник может предоставить на Конкурс только одну работу.

4.2. Конкурсные работы должны полностью соответствовать требованиям, перечисленным в настоящем Положении.

4.3. Формат оформления генеалогического древа определяется самими участниками: плакат, альбом, панно, объемная композиция и т.д.

4.4. Рекомендации к содержанию и оформлению работ:

- соответствие теме Конкурса (работа отражает историю семьи, содержит информацию о нынешних и прежде живущих членах семьи, их принадлежность к тому или иному этносу, представляет собой условное «древо»);

- удобство для презентации (работу можно не только рассмотреть вблизи, но и предъявить аудитории; к примеру, для плаката лучше выбрать формат А3 или больше);

- удобство для транспортировки (лучшие работы составят выставку на базе ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека»).

4.5. Работы могут сопровождаться дополнительными материалами для использования в презентации – эссе по истории семьи и села, фотографии, архивные документы, медиафайлы и т.п.

4.6. Для участия в Конкурсе не принимаются материалы, не являющиеся авторскими работами участников Конкурса.

5. Жюри, критерии оценки работ Конкурса

5.1. Состав жюри муниципального этапа Конкурса формируется этно-лабораторией.

5.2. Состав жюри областного этапа Конкурса формируется САО. Состав жюри будет опубликован на сайте САО.

5.3. Работы оцениваются по следующим параметрам:

- содержательность (количество и качество собранной информации о членах семьи и их этнической принадлежности);

- оригинальность (применение необычных, творческих идей в оформлении);

- разнообразие используемых источников (документов, писем, фотографий, литературы и т.д.);

- глубина знаний о происхождении и корнях своей семьи;- художественные достоинства работы (литературный язык, образность изложения, изобразительное мастерство).

5.4. Работы, не соответствующие требованиям, прописанным в данном Положении и поступившие к организаторам позже указанной даты, рассматриваться не будут.

5.5. Жюри вправе отметить специальными дипломами и призами творческие работы, не вошедшие в число победителей. Организаторы этно-лаборатории вправе формировать дополнительные номинации в ходе Конкурса по своему усмотрению.