«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Добрый день! На Мастрюковских озёрах (р-н посёлка Власть Труда около оз. Мастрюково) ведутся какие-то археологические работы, копают шурфы уже не один год. По слухам местных жителей там якобы обнаружили поселение кочевников IX века.

Вопрос 1: Можете ли рассказать что то об этом? На этом месте идёт полным ходом застройка коттеджами!


Вопрос 2: Рядом с одним из шурфов в земле, я случайно обнаружил предмет, напоминающий осколок кувшина. Куда я могу показать его и, в случае археологической ценности сдать?
Уважаемый Геннадий!
Спасибо Вам за проявленное беспокойство по поводу сохранности археологического памятника.
В районе поселка Власть Труда действительно находится селище, относящееся к VIII-X вв. и оставленное кочевниками хазарской эпохи.
Селище открыто в 2007 г. Д.А.Сташенковым и занесено в Список выявленных объектов археологического наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия. В последние годы археологи неоднократно шурфовали территорию селища с целью определить границы памятника. Судя по исследованиям, площадь селища была большой, не менее 20 га. Краткую информацию о раскопках 2017 г. можно получить из статьи - Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Исследование селища Власть Труда // Археологические открытия в Самарской области в 2017 году. Самара, 2018. С.40.
Поверхность территории селища испытала сильное антропогенное воздействие, частично нарушен культурный слой. Сейчас на данной территории строится коттеджный поселок «Континент», что тоже может привести к разрушению культурного слоя.
Если Вам попались предметы, связанные, возможно, со средневековым селищем, то самое правильное было бы - привезти их в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина и показать сотрудникам археологического отдела Д.А.Сташенкову и А.Ф.Кочкиной. Если у Вас есть сомнения в ценности Ваших находок, Вы можете предварительно прислать их фото на наш сайт.
Благодарим Вас еще раз за внимание к историческим памятникам.
Здравствуйте! Где и как можно прочитать статью В.А.Скарбовенко "Николаевка III - могильник эпохи средней бронзы..." // Вопросы археологии Урала и Поволжья. - Самара, 1999 г.?
Добрый день!
Статью можно скачать на нашем сайте в разделе "библиотека/ труды самарских археологов/Скарбовенко"

http://archsamara.ru/files/biblioteka/skarbovenko_1999.pdf
Скажите, люди без профильного образования могут хоть как-то участвовать в раскопах вместе с профессионалами? Может волонтёрство, может за какую-то минимальную плату или вроде того...
В археологической экспедиции всегда найдется работа, не требующая специального образования. Прежде всего, нужны землекопы. Но и землекопы должны пройти специальный инструктаж, чтобы им можно было доверить не только отвалы и балласт, но и раскопки культурного слоя. Если раскопки носят охранный характер и финансируются строящими организациями, волонтеры могут рассчитывать и на заработную плату.
Как правило, экспедиция комплектуется из студентов исторических факультетов, которые уже прошли археологическую практику. Но это могут быть и студенты других факультетов. Главное, чтобы они были готовы к ежедневной физической работе, специфическим условиям жизни в полевых условиях.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Этнокультурный проект «Корни»

Материалы по истории и культуре мордвы Самарского края

Положение об Областном конкурсе «Этно-генеалогическое древо»

Самарское археологическое общество и Самарская областная универсальная научная библиотека (СОУНБ) открыли семинар «Этнокультурное просвещение и методика реализации этнокультурных проектов для школьников».

В СОУНБ начался первый этап нового этнокультурного проекта «Корни». Его реализует Самарское археологическое общество в партнерстве с СОУНБ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.

В Самару приехали представители 7 районов губернии (Исаклинского, Клявлинского, Сергиевского, Красноярского, Нефтегорского, Похвистневского и Борского) на 2-дневный обучающий семинар, чтобы потом на местах организовать работу этнолабораторий, где школьники с помощью родителей будут изучать национальные обычаи, традиции, семейные рецепты, особенности народных костюмов.

Исследователи из нашего Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, Самарского государственного института культуры, Самарского археологического общества и, конечно, коллеги из СОУНБ вооружили новоиспеченных координаторов проекта методикой организации интерактивно-поисковой работы, предоставили интереснейшие материалы по истории этноса Самарского края, информационном обеспечении темы. Участники мероприятия получили сертификаты партнеров проекта.

В программе мероприятия — лекции лучших специалистов в области истории и этнографии нашего края: доктора исторических наук Эдуарда Дубмана «Освоение Самарского Поволжья, XIX – сер. XVIII вв.» (Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева), кандидата исторических наук Тамары Ведерниковой«Формирование полиэтничного состава населения Самарской губернии в XIX – начале XX века» (Самарский государственный институт культуры), Игорь Власенко, главный библиотекарь одб Тольятти, Глава Наблюдательно-попечительского Совета Общественного движения «Сообщество молодых учёных». Будущие координаторы проекта «Корни» осваивали методику работы с информационными ресурсами по этнической истории Самарского края, узнавали основные правила съемки видеороликов для соцсетей.

Также во время реализации проекта будут проходить онлайн-консультации, где прозвучат ответы на вопросы, которые появятся в процессе работы.

Специально к обучающему мероприятию краеведческий отдел ГБУК СОУНБ организовали выставку литературы: «Этнокультурный проект «Корни». Информационные ресурсы по этнической истории Самарского края».

«Цель нашего мероприятие — создание модели для деятельности этнолабораторий, — объясняет врио директора СОУНБ и автор этнокультурного проекта «Корни» Наталья Малкова. — Это межнациональный, межкультурный проект, направленный на развитие интереса школьников к изучению истории своих корней. Сейчас огромными темпами развиваются процессы глобализации, меняются традиции передачи информации об истории этноса в семье. Обычно эти знания принято было передавать от старшего поколения к младшему, но в последнее время сравнительно молодые бабушки и дедушки, которым около 50 лет или немного больше, уже не могут помочь осознать себя как представителя определенной национальности. Поэтому через детей мы начнем привлекать к этой интересной и нужной работе родителей. Изучая историю рода, у семьи появится повод прийти в библиотеку. А на базе библиотек появится информационно-культурное пространство, которое будет способствовать пробуждению интереса к поисково - интерактивному творчеству».

Этнокультурный проект «Корни» предусматривает творческие конкурсы среди школьников: ребята создадут свои этно-генеалогические древа, будут соревноваться в производстве видеороликов о праздниках, посвященных национально-культурной тематике, или беседе с носителями традиций. Особое место будет отведено национальным кухням, записывая рецепты и секреты приготовления блюд, участники проекта создадут этнокулинарные книги района, которые потом можно будет найти в сети.

Изучая свои корни, дети вместе с родителями проследят историю села, района. Впереди интересные открытия, которые обязательно произойдут во время изучения национального многообразия населения Самарской области.

СПРАВКА

Проект «Корни» реализует Самарское археологическое общество в партнерстве с СОУНБ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В современном обществе к традициям, национальным корням уже не уделяется должного внимания в семьях. Теряется то, что мы называем «культурные корни народа». Однако осознание своей национальности – это открытие самого устойчивого статуса в жизни человека, необходимого для самоидентификации себя как личности. Основная идея данного этнокультурного проекта – стимулировать молодежь узнавать историю своего рода и края с помощью интерактивного творчества, повышать уровень знаний об интереснейшем национально-культурном наследии региона.