«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Доброго времени суток. Вопрос к археологам. Что делать и к кому обращаться, если ты нашел в лесу скопление курганов (5 так точно) по всей видимости это они и есть, т.к. они расположены на вершине холма и имеют явные признаки рукотворного происхождения.
Здравствуйте, Владислав!
О курганах, которые Вы нашли, можно сообщить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Вашего региона. Если Вы сможете указать место расположения курганов (район, расстояние до ближайшего населенного пункта), они смогут сверить эти данные с реестром памятников и определить, известны эти курганы или это вновь выявленный памятник.
Контактные данные управлений можно найти а интернете.
Здравствуйте.Ранее я уже обращался к вам , по поводу нахождения Липовского редута,но у Вас не оказалось на тот момент верной информации вы указали мне на Заинский редут,сейчас нам при поддержке нашего клуба"Сергиева дружина" и группы единомышленников удалось найти на карте некий редут который при накладке старых ландкарт на современные карты очень похож на искомый нами редут, помогите установить истину Липовский ли это редут вот координаты 54.164248,51.034632 .Нам не безразлична история нашего края и хотелось бы убрать еще одно белое пятно .
Уважаемый Сергей!
Действительно, по указанным координатам на карте в 5 км к северу от д. Липовки Сергиевского района, в месте впадения ручья Шиловского в речку Кильна (правый приток реки Липовки) находится сооружение внешне напоминающее редут. Оно подквадратной формы, размерами 34х30 м. Заметны ров и вал вокруг, а также вход с восточной стороны. Возможно это и есть Липовский редут, который был сооружен еще до строительства Ново-Закамской линии и входил в число т.н. «Сокских редутов». Правда, как пишет Э.Л. Дубман, Липовский редут находился в месте впадения р.Елховки в р. Липовку (Дубман, 2004, с. 20). Но судя по карте Ф.Ф. Ласковского (Дубман, 2004, с.129, рис.18) редут Липовский находился севернее дер. Липовка в месте впадения какой-то речки справа в р. Липовку, что соответствует обнаруженному на карте объекту.
А вот, что нам ответил автор книги о Новой Закамской линии, доктор исторических наук Э.Л.Дубман:
"Липовский редут это не Новая Закамская линия. Он не входил в состав ее сооружений и был построен раньше. Может быть, еще при Петре, може,т сразу после его смерти. Он есть на картах, которые помещены в книге"
Насколько изучен Муром под Жигулевском?
Уважаемый Измаил!
Если Вас интересует площадь, которая была исследована на Муромском городке, то она составляет чуть больше 4000 кв.м. Понятно, что это ничтожно мало при площади памятника, которая только в пределах укреплений составляет 150 га. Эту информацию, как и другие сведения о памятнике Вы могли бы и сами найти на нашем сайте http://archsamara.ru/samara/pamjatn2/,
Там же и рекомендуемая литература.

«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Этнокультурный проект «Корни»

Материалы по истории и культуре мордвы Самарского края

Положение об Областном конкурсе «Этно-генеалогическое древо»

Самарское археологическое общество и Самарская областная универсальная научная библиотека (СОУНБ) открыли семинар «Этнокультурное просвещение и методика реализации этнокультурных проектов для школьников».

В СОУНБ начался первый этап нового этнокультурного проекта «Корни». Его реализует Самарское археологическое общество в партнерстве с СОУНБ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.

В Самару приехали представители 7 районов губернии (Исаклинского, Клявлинского, Сергиевского, Красноярского, Нефтегорского, Похвистневского и Борского) на 2-дневный обучающий семинар, чтобы потом на местах организовать работу этнолабораторий, где школьники с помощью родителей будут изучать национальные обычаи, традиции, семейные рецепты, особенности народных костюмов.

Исследователи из нашего Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, Самарского государственного института культуры, Самарского археологического общества и, конечно, коллеги из СОУНБ вооружили новоиспеченных координаторов проекта методикой организации интерактивно-поисковой работы, предоставили интереснейшие материалы по истории этноса Самарского края, информационном обеспечении темы. Участники мероприятия получили сертификаты партнеров проекта.

В программе мероприятия — лекции лучших специалистов в области истории и этнографии нашего края: доктора исторических наук Эдуарда Дубмана «Освоение Самарского Поволжья, XIX – сер. XVIII вв.» (Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева), кандидата исторических наук Тамары Ведерниковой«Формирование полиэтничного состава населения Самарской губернии в XIX – начале XX века» (Самарский государственный институт культуры), Игорь Власенко, главный библиотекарь одб Тольятти, Глава Наблюдательно-попечительского Совета Общественного движения «Сообщество молодых учёных». Будущие координаторы проекта «Корни» осваивали методику работы с информационными ресурсами по этнической истории Самарского края, узнавали основные правила съемки видеороликов для соцсетей.

Также во время реализации проекта будут проходить онлайн-консультации, где прозвучат ответы на вопросы, которые появятся в процессе работы.

Специально к обучающему мероприятию краеведческий отдел ГБУК СОУНБ организовали выставку литературы: «Этнокультурный проект «Корни». Информационные ресурсы по этнической истории Самарского края».

«Цель нашего мероприятие — создание модели для деятельности этнолабораторий, — объясняет врио директора СОУНБ и автор этнокультурного проекта «Корни» Наталья Малкова. — Это межнациональный, межкультурный проект, направленный на развитие интереса школьников к изучению истории своих корней. Сейчас огромными темпами развиваются процессы глобализации, меняются традиции передачи информации об истории этноса в семье. Обычно эти знания принято было передавать от старшего поколения к младшему, но в последнее время сравнительно молодые бабушки и дедушки, которым около 50 лет или немного больше, уже не могут помочь осознать себя как представителя определенной национальности. Поэтому через детей мы начнем привлекать к этой интересной и нужной работе родителей. Изучая историю рода, у семьи появится повод прийти в библиотеку. А на базе библиотек появится информационно-культурное пространство, которое будет способствовать пробуждению интереса к поисково - интерактивному творчеству».

Этнокультурный проект «Корни» предусматривает творческие конкурсы среди школьников: ребята создадут свои этно-генеалогические древа, будут соревноваться в производстве видеороликов о праздниках, посвященных национально-культурной тематике, или беседе с носителями традиций. Особое место будет отведено национальным кухням, записывая рецепты и секреты приготовления блюд, участники проекта создадут этнокулинарные книги района, которые потом можно будет найти в сети.

Изучая свои корни, дети вместе с родителями проследят историю села, района. Впереди интересные открытия, которые обязательно произойдут во время изучения национального многообразия населения Самарской области.

СПРАВКА

Проект «Корни» реализует Самарское археологическое общество в партнерстве с СОУНБ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В современном обществе к традициям, национальным корням уже не уделяется должного внимания в семьях. Теряется то, что мы называем «культурные корни народа». Однако осознание своей национальности – это открытие самого устойчивого статуса в жизни человека, необходимого для самоидентификации себя как личности. Основная идея данного этнокультурного проекта – стимулировать молодежь узнавать историю своего рода и края с помощью интерактивного творчества, повышать уровень знаний об интереснейшем национально-культурном наследии региона.