«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Здравствуйте, есть ли онлайн карта с примерными местами археологических памятников? Чтоб можно было свериться и не дай бог гулять там рядом.

В различных изданиях, как научных, так и научно-популярных, встречаются карты с нанесенными на них памятниками археологии. Они служат для того, чтобы представить территорию расселения тех или иных племен. Но найти на местности памятник по такой карте, скорее всего, не получится.

Во-первых, не позволяет масштаб, а во-вторых, памятник археологии отличается от общепринятых представлений о памятниках (природы, архитектуры и прочих) тем, что он, как правило, скрыт в земле.

Культурные слои древних поселений лежат под современным слоем дерна или пашни и обнаружить их можно только путем специальных полевых исследовательских работ. Иногда древние могильники представляют собой земляные насыпи - курганы. Но лишь немногие из них заметны неопытному глазу. Как правило, в результате многолетней распашки от некогда высоких курганов остались лишь небольшие еле заметные всхолмления, Поэтому, даже находясь на месте древнего поселения или могильника, вы вряд ли его увидите.

По сути дела, настоящим памятником археологии это поселение или могильник станет только после археологических раскопок, проведенных в соответствии с научной методикой, после того, как находки будут систематизированы, сфотографированы, прорисованы, когда будет составлен научный отчет. Вот почему онлайн карта памятников археологии не нужна неспециалистам.

Сведения о расположении памятников конечно существуют, но их тиражирование может принести только вред, так как существуют люди, ведущие поиск древних предметов с целью их коллекционирования. Эти так называемые черные археологи не понимают, что вещи, вырванные из контекста памятника, теряют значительную часть исторической информации, а памятнику наносится непоправимый ущерб.

Здравствуйте. Что предпринимается для организации археологических исследований на территории сносимого завода клапанов.
Здравствуйте, Павел!
Снос завода не предполагает земляных работ, которые могли бы нарушить возможные археологические слои на его месте. Но в дальнейшем любые строительные работы на этой площади должны быть согласованы с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
С-Я

САВРОМАТЫ - племя или группа кочевых племен, населявших в VII-IV вв. до н.э. степи к В от реки Танаис (Дон). Восточные и северные границы их расселения проходили в междуречье Волги и Дона, либо в степном Заволжье. Сведения о С. содержатся в сочинениях античных историков и географов: Геродота, Псевдо-Гиппократа, Псевдо-Скилака, Диодора Сицилийского, Страбона. Материальная культура С. представлена материалами из курганных могильников. Она являлась частью обширного «скифо-сибирского мира» – ареала распространения культур кочевых и полукочевых евразийских племен, объединенных сходными формами оружия, конской упряжи и изображений, выполненных в зверином стиле. С. были ираноязычными. По легенде, они произошли от браков скифских юношей и амазонок. Имеются также сведения о том, что С. были выходцами из Мидии. Основой хозяйственного уклада являлось кочевое скотоводство. Собственное ремесленное производство обеспечивало часть потребностей. Значительную роль играла торговля с греческими государствами Северного Причерноморья. В конце VI в. до н.э. С. участвовали в скифо-персидской войне. Воевали они и со скифами, совершая набеги на их территорию. Древнегреческие авторы указывали на значительную роль женщин в жизни савроматского общества, подчеркивая их воинственность и самостоятельность. Религиозные представления относились к числу политеистических. Известно, что они поклонялись мечу. Представления о загробной жизни проявились в сооружении курганов, совершении тризн. С религиозными представлениями кочевников связаны изображения, выполненные в зверином стиле. Это могли быть изображения тотемов, божеств или их символов. Считалось, что вещи, украшенные фигурой животного или птицы, могли приобретать качества этого существа. Степная и отчасти лесостепная зоны Самарского Поволжья входили в ареал расселения С. В частности, как савроматское можно рассматривать погребение 2 в кургане 2 Андреевского могильника в Богатовском районе. В IV в. до н.э. С. прекратили существование как самостоятельное этно-политическое объединение в результате миграции кочевых племен из степей Южного Урала. Новые группы кочевников Поволжья принято отождествлять с сарматами. По-видимому, сарматы подчинили себе С., вытеснив какую-то их часть из степей Поволжья.

Лит.: Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989; Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев. 1988; Железчиков Б.Ф., Сергацков И.В., Скрипкин А.С. Древняя история Поволжья по письменным и археологическим источникам. Волгоград, 1995; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964; Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М., 1984.

В.Н.Мышкин

САМАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДРЕВНЕГО ГОНЧАРСТВА - единственная в России экспедиция, которая систематично в течение многих лет занимается разработкой экспериментального метода в археологии. Организована в 1990 гг. Институтом истории и археологии УрО РАН (Екатеринбург). С 1994 г. проводится Институтом истории и археологии Поволжья (Самара). Инициаторами и руководителями СЭЭИДГ являются И.Н.Васильева и Н.П.Салугина. Ее постоянным научным консультантом на протяжении многих лет являлся дин, внс Института археологии РАН А.А.Бобринский. База экспедиции располагается у пос.Прибрежный (г.Самара). Основная цель СЭЭИДГ заключается в составлении базовых эталонных коллекций по ступеням гончарного производства, а также в постановке экспериментов по важным проблемам древнего гончарства. Важной задачей экспедиции является обучение и подготовка молодых археологов-керамистов. В экспедиции приняло участие более 30 молодых ученых из 20 городов России и Украины. Одним из направлений СЭЭИДГ является изготовление точных копий древних сосудов для музеев страны, в том числе ГИМа (Москва), Государственного музея Татарстана (Казань), краеведческого музея г.Орска, СОИКМ им.П.В.Алабина, а также кабинетов истории школ Самарской области.

Лит.: Васильева И.Н., Салугина Н.П. Не боги горшки обжигают. Самара, 1997; Васильева И.Н., Салугина Н.П. Работы экспедиции по экспериментальному изучению гончарства // Вопросы археологии Урала и Поволжья. Самара, 1999.

И.Н.Васильева

САРМАТЫ - ирано-язычные племена, населявшие в IV в. до н.э. – IV в. н.э. степи Восточной Европы от р.Дунай до р.Урал. «Сарматы» – обобщающее обозначение, известны также названия отдельных племен: языги, аорсы, сираки, роксоланы, аланы. Сведения о С. содержатся в трудах Диодора Сицилийского, Страбона, Гая Плиния Старшего, Тацита, Аммиана Марцеллина. Культура С. представлена в основном материалами из могильников. Выделяют три культуры этих племен: раннесарматскую (IV–I вв. до н.э.), среднесарматскую (I в. до н.э.– I в. н.э.), позднесарматскую (II–IV вв. н.э.). Основой хозяйственной деятельности С. являлось кочевое скотоводство, отдельные группы занимались земледелием. С. имели домашние ремесленные производства, активно торговали с греческими городами Северного Причерноморья, меотами Прикубанья, населением лесостепного Зауралья, городскими центрами Средней Азии, занимались посреднической торговлей между городскими центрами Причерноморья и Азии. Источником доходов было также взимание дани с окружающего населения, участие в военных конфликтах в качестве наемников. Для С. были характерны политеистические религиозные представления. Известно, что они поклонялись мечу - воплощению бога войны, а также божествам, олицетворявшим озера и реки. С., сформировавшись как особое этнополитическое объединение в южно-уральских степях, начали расселяться на запад – в волго-донские степи, где смешались с савроматами, и далее - в Северное Причерноморье. Они участвовали во внутренних конфликтах различных государств, совершали военные вторжения в Закавказье и в Римскую империю. В позднесарматское время особое место среди С. заняли аланы, подчинившие себе окружающие племена. В результате этим именем стали называть многих кочевников Восточной Европы. В середине III в. н.э. вторгшиеся на территорию Северного Причерноморья готы вытеснили сарматские племена в Приазовье и Поволжье. В 70-х годах IV в. гунны нанесли поражение аланам и, включив их свой союз племен, вовлекли в движение на территорию Западной Европы. Аланы, обитавшие в Предкавказье, отошли в предгорные и горные районы и там вместе с местными племенами образовали Аланию, которая существовала до XII в. Их потомками являются осетины. Остатки сарматских племен, смешиваясь с другими племенами, приняли участие в сложении ряда культур и народов средневековья, включая, вероятно, и славянские племена. Степи и лесостепи Самарского Поволжья являлись северо-восточной окраиной территории расселения С. Они кочевали в степях к югу от р. Самара, хотя заходили и в лесостепные районы. Сарматские погребения обнаружены в курганных могильников у сел Утевка, Гвардейцы, Тамбовка, Красные Пески, Новопавловка, Андросовка, Нижнеозерецкое, Красносамарское, Виловатое, Преполовенка, Андреевка, Березняки, Осинки, Черновка.

Лит.: Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989; Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев. 1988; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия: проблемы хронологии и ее исторический аспект. Саратов, 1990; Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. М., 1971.

В.Н.Мышкин

СКИФЫ - племена, населявшие степи Восточной Европы в раннем железном веке с VII в. до н.э. по IV вв. н.э. Этноним «скифы» имеет греческое происхождение, самоназвание – «сколоты». Сведения о С. содержатся в древних письменных источниках, их культура представлена многочисленными могильниками, городищами, селищами. Своеобразие культуры С. определяет скифская триада: оружие, конская сбруя и звериный стиль в искусстве. С. были европеоидами, язык принадлежал к числу иранских языков. Первоначально центр Скифии находился в Прикубанье и на Северном Кавказе, потом - в степях между Дунаем и Доном, в поздний период территория С. ограничивалась Крымом и низовьями Днепра и Буга. Скифы прекратили существование как самостоятельный этнос в результате нашествия готов с запада в III в. и гуннов с востока в IV в. Оказали существенное влияние на культуру кочевников Волго-Уралья, в том числе и Самарского Поволжья. Воздействие осуществлялось в результате экономических, политических и культурных контактов, и, возможно, в результате миграции отдельных групп скифов. Возможно, по Самарскому Поволжью проходил торговый путь из Скифии к Уральским горам.

Лит.: Граков Б.Н. Скифы. М., 1871: Мелюкова А.И. Вооружение скифов. САИ. Вып. Д1-4. М., 1964; Рыбаков Б.С. Геродотова Скифия. М., 1979; Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М., 2006; Смирнов А.П. Скифы. М., 1966; Хазанов А.М. Социальная история скифов. М., 1975.

В.Н.Мышкин

ТЮРКИ. В широком смысле это народы, говорящие на тюркских языках. Тюркоязычные народы существовали с глубокой древности. Они назывались «хунну», «гаогюй», «теле» и другими именами. Первоначально термином «тюрк» называлось небольшое алтайское племя, находившееся под властью кочевников жужаней. Правящая династия этого племени из рода Ашина (волк), судя по ее названию, была монгольского происхождения. Китайская летопись Суй-Шу сообщает, что в 439 г. Ашина с 500 семействами бежал к жужаням и поселился на южной стороне Алтайских гор. Оказавшись в тюркоязычной среде, кучка монголов быстро отуречилась. Однако, благодаря своей более высокой культуре и организации, заняла руководящее положение среди туземцев и встала во главе племени, которое получило название ту-кю (тюркют). В узком смысле слова под термином «тюрк» (тюркют) понимается конкретное племя VI-VII вв. Т. создали несколько степных империй – каганатов. Первый Тюркский каганат объединил большое число разноэтничных кочевых племен Алтая и Средней Азии. Этническим ядром каганата явились алтайские Т. (ту-кю). В середине VI в. они во главе с каганом Бумыном и другими родственными племенами (теле) выступили против господства жужан. На месте жужанского каганата в 552 г. возник Тюркский каганат (552-630 гг.). В 554 г. Т. двинулись в Среднюю Азию. К 555 г. подчинив Семиречье, Центральный Казахстан и Хорезм, они достигли Аральского моря. В союзе с Сасанидским Ираном в период с 563 по 567 гг. Т. разгромили в Средней Азии государство эфталитов. В 70-х гг. VI в. Тюркский каганат распространил свою власть до Северного Кавказа и степей Северного Причерноморья. Каган Истеми установил дипломатические отношения с Ираном и Византией. В результате длительных внутренних междоусобиц в 581 г. государство распалось на два враждующих между собой каганата: Восточный и Западный. После этого быстро ослабевший Восточно-Тюркский каганат потерпел поражение от китайской империи. В 651 г. основные силы Западно-Тюркского каганата, возглавляемые каганом Ашина Хэлу, были разбиты китайскими войсками. Земли Западно-Тюркского каганата Китай разделил на два округа, во главе которых были поставлены чиновники из числа тюркской знати. Второй Тюркский каганат (682-744) возник в 682 г. после ряда крупных восстаний тюрок-тугю против китайских поработителей. В 734 г. в каганате началась междоусобица из-за престола, что привело к ослаблению государства. В 742 г. объединенные силы уйгур, карлуков и басмылов выступили против восточных тюрок. Тюрки были разбиты, а их каган Озмиш бежал и в 744 г. был убит. II Тюркский каганат рухнул, а на его месте возник Уйгурский каганат (745-840 гг.). Средневековые болгары, хазары, огузы, печенеги, половцы – племена тюркского корня. Современные татары, башкиры, чуваши, балкарцы и ряд др. народов России продолжают говорить на тюркских наречиях.

Лит: Артамонов М.И. История хазар. СПб. 2002; Плетнева С.А. Хазары. М. 1986; Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. СПб. 1994. Могильников В.А. Сибирские древности VI-X вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М. 1981.

А.В.Богачев

ХАЗАРЫ - тюркский народ, впервые упомянутый в армянских и византийских источниках в связи с событиями, происходившими в Предкавказье в VI в. н.э. Хазары кочевали в Дагестанских степях и являлись достаточно организованной в военном отношении силой. Во второй половине VI в. Х., как и многие тюркоязычные племена находились под властью Тюркского каганата. Из-за внутренних междуусобиц Тюркская держава распалась, и на ее обломках возник ряд самостоятельных этно-политических объединений, в том числе Великая Болгария и Хазарский каганат. Остатки некогда могущественного тюркского рода Ашина, бежавшего на запад, осели у Х. и основали там новую правящую династию. Обозначив свои претензии на политическое наследство Тюркского каганата, они поставили новый каганат во враждебные отношения и с тюрками, и с болгарами. Распад Великой Болгарии после смерти хана Кубрата спровоцировал хазарскую агрессию в Приазовье и далее на запад. Оставшийся в Приазовье болгарский хан Батбай (сын Кубрата) подчинился хазарскому кагану, а территория и народонаселение Хазарии увеличилось вдвое. Возникла новая федерация родственных и до известной степени достаточно самостоятельных народов. Древнейшей столицей Хазарии был город Беленджер. В конце VII – начале VIII вв. Хазарский каганат оказался в центре политических интриг Византии. В 711 г. Х. помогли захватить императорский трон в Константинополе крымскому армянину Вардану, получившему при восшествии на престол имя Филиппа. Начавшаяся в 713 г. война с арабами закончилась полным разгромом Х. Каган принял мусульманство. Войны с арабами привели к тому, что хазары начали расселяться в волжских, донецких и донских степях. Родственные им донские и приазовские болгары стали активно оседать на землю. Переход кочевников к земледелию и занятиям ремеслами положил начало формированию новой единой культуры. На всей территории каганата был принят общий тюркский язык, распространилась руническая письменность. Зимовища кочевников постепенно превращались в крупные ремесленные и торговые центры, а затем и в города. Новой столицей каганата стал находящийся в низовьях Волги город Итиль. Другим крупным городом каганата был построенный в 30-х гг. IX в. Саркел. Стали возрождаться разрушенные гуннами причерноморские города. Жители каганата вели активную торговлю с Закавказьем, Византией, Ираном. Контроль традиционных торговых путей позволял брать подати с проходивших караванов. Значительной статьей дохода была дань, которую хазары брали с буртасов, эрзи, черемисов, некоторых славянских племен (северян, вятичей), с ряда горских племен Северного Кавказа, а также с Волжской Болгарии. По сообщению Ибн-Фадлана вассальная зависимость Волжской Болгарии от хазар к началу X в. стала минимальной. Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарских властителей в начале IX в. к официальному принятию иудаизма. Однако, иудаизм, став религией столичной (итильской) аристократии, противопоставил ее всему остальному, не связанному со столицей, хазарскому миру. Все, кто не принял иудейской религии, объединились против правительства. В многолетней междоусобице погибли главы многих могущественных родов. К середине Х в. Хазария превратилась в заштатное ханство. В 80-х годах IX в. древнерусский князь Олег присоединил к своему княжеству земли плативших ранее дань кагану славянских племен. В 60-х годах Х в. киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат и разрушил его столицу. В конце Х в. князь Владимир, заключив союз с гузами, пошел сначала на Болгарию, а затем по Волге на остатки хазар. Он овладел страной и наложил на Х. дань. В последний раз этноним хазары упоминается в русской летописи XI в. в связи с заговором против Олега Тмутараканского. Памятники кочевников хазарского времени представлены материалами салтово-маяцкой археологической культуры.

Лит: Артамонов М.И. История хазар. СПб. 2002; Плетнева С.А. Хазары. М. 1986.

А.В.Богачев