«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
почему идет распашка древних курганов в алексеевском районе в граница сел летниково-ореховка-самовольно ивановка.
Уважаемый Эрик Александрович!
Мы разделяем Ваше беспокойство по поводу разрушающихся распашкой курганов. К сожалению, это происходит не только в Алексеевском районе. Но остановить распашку можно только в случае, если в результате обнажаются древние сооружения, погребения и объекты, скрытые под насыпью кургана. Только в этом случае Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (ГУООКН) может ввести обременения на хозяйственную деятельность на месте разрушающегося памятника.
Возможно, в Вашем случае уже следует обратиться в ГУООКН. На их сайте http://nasledie.samregion.ru/ есть раздел для обращений граждан.
Еще раз спасибо за Ваше небезразличное отношение к древним памятникам.
Здравствуйте! Нашел предмет похожий на старый наконечник стрелы.Подскажите, где можно в Самаре узнать об этом по подробнее.
Здравствуйте!
Приносите Вашу находку в Самарский областной историко-краеведческий музей (ул.Ленинская, 142] и обращайтесь в отдел археологии. Сотрудники отдела Вам обязательно помогут с атрибуцией находки
Доброго времени суток. Вопрос к археологам. Что делать и к кому обращаться, если ты нашел в лесу скопление курганов (5 так точно) по всей видимости это они и есть, т.к. они расположены на вершине холма и имеют явные признаки рукотворного происхождения.
Здравствуйте, Владислав!
О курганах, которые Вы нашли, можно сообщить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Вашего региона. Если Вы сможете указать место расположения курганов (район, расстояние до ближайшего населенного пункта), они смогут сверить эти данные с реестром памятников и определить, известны эти курганы или это вновь выявленный памятник.
Контактные данные управлений можно найти а интернете.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Неолит

НЕОЛИТ — В эпоху новокаменного века продолжился процесс асинхронного развития человеческих коллективов, проживающих на разных территориях. В этой связи различные культуры новокаменного века имеют разную датировку. Наиболее ранние элементы перехода от собирательства к земледелию зафиксированы на Ближнем Востоке в X—IX тыс. до н. э. В Передней и Малой Азии открыты земледельческие общества VIII—VI тыс. до н. э. Там же с земледелием совмещалось скотоводство. Районами с благоприятным для произрастания хлебных злаков климатом были Палестина, Малая Азия, Ирак и Средняя Азия. Что касается неолитических памятников Самарского Поволжья, то, по мнению изучавших их специалистов, они могут быть датированы VII—V тыс. до н. э. Для памятников этой эпохи есть главный археологический признак, по которому неолитические памятники можно безошибочно отделить от памятников предшествующего времени. Этот признак — наличие в культурном слое изделий (горшков, скульптурок) из обожженной глины, то есть керамики.Именно в эпоху новокаменного века человек, чтобы сделать изделия из глины более прочными и влагостойкими, догадался обжечь их на костре. Это открытие ознаменовало появление гончарства. Были изобретены новые технологии изготовления и доработки каменных орудий труда – шлифование и полирование. Доведенные таким образом до совершенства топоры, долота, тесла позволяли получать максимальный эффект при изготовлении деревянных жилищ, лодок, саней. Именно в эту эпоху человек переходит к оседлому образу жизни, о чем свидетельствуют поселения с достаточно мощными культурными слоями. Если для предшествующих эпох выделение археологических культур в классическим понимании этого термина — процедура достаточно трудная, спорная и неоднозначная (хотя бы из-за малочисленности памятников), то для эпохи неолита обоснованно выделено достаточно большое их число. На территории Самарского Поволжья известны две культуры новокаменного века — елшанская и средневолжская.

Литература: Васильев И.Б., Выборнов А.А. Неолит Поволжья (степь и лесостепь). Куйбышев, 1988; Выборнов А.А. Средневолжская культура // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Самара, 2000; Выборнов А.А. Неолит // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007; Мамонов А.Е. Ранний неолит. Елшанская культура // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Самара, 2000.

НЕОЛИТ САМАРСКОГО КРАЯ - Исследование неолита Самарского края связано с именами И.Б. Васильева, А.А. Выборнова, Н.Л. Моргуновой, А.Е. Мамонова и др. В настоящее время, по мнению исследователей, в лесостепном Поволжье выделяются две культуры: елшанская, тяготеющая к южной части лесостепи, и средневолжская. Развитие этих культур в лесостепном Поволжье свидетельствует об их вхождении в одну культурную область. Анализ сопредельных территорий свидетельствует о близости елшанской и средневолжской культур среднедонской культуре и днепро-донецкой культурной области, с которыми они составляют лесостепную провинцию культур Восточной Европы. В целом на сегодняшний день картина развития неолитических культур Среднего Поволжья является далеко не полной. Это объясняется, с одной стороны, малочисленностью исследованных памятников; с другой — отсутствием в регионе могильников этого времени (материалы двух погребений, найденных в слоях стоянок Чекалино IV и Лебяжинка IV, в данном случае ничего не решают). Вместе с тем не следует забывать, что системное научное исследование региона началось совсем недавно — всего лишь 30-40 лет назад.

Литература: Васильев И.Б., Выборнов А.А. Неолит Поволжья (степь лесостепь). Куйбышев, 1988; Выборнов А.А. Средневолжская культур // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Самара, 2000; Выборнов А.А. Неолит // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007; Мамонов А.Е. Ранний неолит. Елшанская культура // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Самара, 2000.