«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
почему идет распашка древних курганов в алексеевском районе в граница сел летниково-ореховка-самовольно ивановка.
Уважаемый Эрик Александрович!
Мы разделяем Ваше беспокойство по поводу разрушающихся распашкой курганов. К сожалению, это происходит не только в Алексеевском районе. Но остановить распашку можно только в случае, если в результате обнажаются древние сооружения, погребения и объекты, скрытые под насыпью кургана. Только в этом случае Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (ГУООКН) может ввести обременения на хозяйственную деятельность на месте разрушающегося памятника.
Возможно, в Вашем случае уже следует обратиться в ГУООКН. На их сайте http://nasledie.samregion.ru/ есть раздел для обращений граждан.
Еще раз спасибо за Ваше небезразличное отношение к древним памятникам.
Здравствуйте! Нашел предмет похожий на старый наконечник стрелы.Подскажите, где можно в Самаре узнать об этом по подробнее.
Здравствуйте!
Приносите Вашу находку в Самарский областной историко-краеведческий музей (ул.Ленинская, 142] и обращайтесь в отдел археологии. Сотрудники отдела Вам обязательно помогут с атрибуцией находки
Доброго времени суток. Вопрос к археологам. Что делать и к кому обращаться, если ты нашел в лесу скопление курганов (5 так точно) по всей видимости это они и есть, т.к. они расположены на вершине холма и имеют явные признаки рукотворного происхождения.
Здравствуйте, Владислав!
О курганах, которые Вы нашли, можно сообщить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Вашего региона. Если Вы сможете указать место расположения курганов (район, расстояние до ближайшего населенного пункта), они смогут сверить эти данные с реестром памятников и определить, известны эти курганы или это вновь выявленный памятник.
Контактные данные управлений можно найти а интернете.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Ранний железный век

Белогорский культурный тип

Белогорский культурный тип представлен группой археологических памятников раннего железного века (VII-IV вв. до н.э.). Б.к.т. получил свое название по городищу Белая Гора на Самарской луке. Первые памятники были открыты В.В.Гольмстен в 1923 г. В 70-е годы XX века несколько городищ Б.к.т. были исследованы Г.И.Матвеевой. Анализ полученных в результате раскопок материалов (и, прежде всего, керамики), позволил исследователям говорить об особом типе памятников в рамках обширной ананьинской историко-культурной общности, занимавшей в I тыс. до н.э. районы Среднего Поволжья и Прикамья, достигая на севере бассейна рек Печоры и Вычегды. Морфологические особенности керамики, найденной на городищах, позволили исследователям уверенно говорить об ананьинской доминанте в формировании населения, оставившего памятники Б.к.п. в Самарском Поволжье. Эти памятники сконцентрированы на Самарской Луке и близ Сокольих гор у г.Самары. К ним относятся расположенные на горных мысах городища: Лысая Гора у с.Жигули, Каменная Коза у с.Винновка, Коптево городище и Царев Курган недалеко от г.Самары. Немногочисленные селища находились в непосредственной близости от городищ. Культурный слой на белогорских поселениях тонок и беден находками. Основную категорию находок составляют фрагменты круглодонных сосудов с примесью дробленой раковины или известняковой крошки. Прямая или отогнутая наружу горловина украшалась 2-3 рядами треугольных вдавлений. Форма горшков восходит к ананьинским традициям изготовления сосудов, а орнамент отражает сугубо местную специфику. Керамика, подобная белогорской, найдена на нескольких поселениях Ульяновской области и в Татарстане, а также в Гулькинском могильнике, исследованном А.В.Збруевой в Ульяновской области. Погребальный обряд и инвентарь из захоронений аналогичны ананьинским. Племена белогорского типа, как и все население ананьинской общности, вели оседлый образ жизни. Основу их хозяйства составляло придомное животноводство (свиньи, крупный рогатый скот, овцы, низкорослые лошади) при подсобной роли земледелия, охоты, рыболовства и собирательства. Судя по всему, жизнь на белогорских поселениях Самарского Поволжья прекратилась в IV в. до н.э. Именно в это время в регион с запада продвинулись племена городецкой культуры. Г.И.Матвеева считает, что белогорцы ушли на северо-восток в Прикамье, где приняли участие в формировании пьяноборской культуры.

Лит.: Матвеева Г.И. Поселения раннего железного века культуры на Самарской Луке // Самарская Лука в древности. Куйбышев, 1975; Матвеева Г.И. Памятники оседлых племен лесной зоны Самарского Поволжья (белогорская и городецкая культуры) // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Матвеева Г.И.Культуры оседлых племен раннего железного века // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007.

А.В.Богачев

Городецкая культура

Городецкая культура - археологическая культура раннего железного века. Название культуры восходит к исследованному В.А.Городцовым памятнику у с. Городец Спасского уезда Рязанской области. По классификации М.Б.Щукина эта культура достаточно определенно вписывается в «пятый мир» – мир редких поселений с сетчатой или текстильной керамикой. Несмотря на то, что ее немногочисленные памятники «разбросаны» на обширнейшей территории (от верховьев Дона на западе до Самарской Луки на востоке, от р. Оки на севере до широты Саратова на юге), все они представлены лишь поселениями – неукрепленными селищами и укрепленными городищами. До сих пор не выявлено ни одного могильника, материалы которого можно было бы достоверно связать с городецкими древностями, и, в частности, с особой городецкой керамикой. Именно керамика с «рогожным» орнаментом является главным цементирующим признаком Г.к. Крайняя малочисленность и невыразительность найденных на поселениях артефактов не позволяют дать четкую датировку Г.к. Большинство исследователей определяют время ее существования рамками I тыс. до н.э. На Самарской Луке памятники Г.к. датируются IV в. до н.э.- I в. н.э. Городецкие памятники Самарской области в начале 20-х годов XX века обследовались В.В. Гольмстен, а в 70-е годы их раскопки проводила Г.И.Матвеева. Все исследованные городища (Лбище, Каменная Коза, Вислый Камень, Торновское) и селища (Новый Путь, Новинки) находятся на Самарской Луке. Вместе с тем, отдельные фрагменты керамики найдены и на правобережье Волги. Материальная культура городецких племен Самарского Поволжья представлена, главным образом, фрагментами плоскодонных слабопрофилированных горшковидных сосудов. В процессе их изготовления использовался прием выбивания рифлеными колотушками. Отпечатки напоминают оттиски рогожи, мешковины или сетки. По этой причине такого рода керамику иногда называют текстильной. Помимо керамики на поселениях иногда встречаются изделия из железа (ножи), кости (рыболовные крючки, гарпуны, наконечники стрел) и глины (пряслица). Памятники Г.к. были оставлены племенами рыболовов и охотников, незнакомых с основами производящего хозяйства. Отсутствие могильников объясняется наличием у них каких-то особенных обрядовых традиций, связанных с помещением покойников в сооружения (дома мертвых, кроны деревьев), расположенные на поверхности (над поверхностью) земли. Что же касается этнической идентификации населения Г.к., то, по мнению ряда исследователей (Б.А.Рыбаков, Н.В.Трубникова), ареал этой культуры сопоставим с землями «тиссагетов» Геродота. Долгое время считалось, что Г.к. принадлежала финно-угорским племенам. В настоящее время есть основания говорить о ее балтских истоках. Поскольку территория, занятая племенами Г.к., была весьма обширна, постольку и судьбы ее носителей в разных частях этого обширного ареала были различными. В частности, в регионе Самарского Поволжья немногочисленное население Г.к., вероятно, было вытеснено протославянскими племенами, пришедшими сюда из районов Поднепровья.

Лит.: Матвеева Г.И. Поселения раннего железного века культуры на Самарской Луке // Самарская Лука в древности. Куйбышев, 1975; История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000.

А.В.Богачев

Савроматская культура

Савроматская культура - археологическая культура раннего железного века, время существования которой VII-IV вв. до н.э. Получила название от имени создавших ее ирано-язычных савроматов – кочевых скотоводов, упоминавшихся в античных письменных источниках. Территория распространения: степи Подонья и Поволжья. Ранее в этот перечень включали степные районы Южного Приуралья. В Самарском Поволжье, являвшемся северной окраиной территории распространения С.к., памятники расположены преимущественно в бассейне р.Самара. Много вещей случайно найдено в лесостепных районах. О С.к. применительно к археологическим памятникам Самарского Поволжья можно говорить лишь условно, поскольку преобладают материалы, указывающие на культурное единство населения средневолжских степей и кочевников Южного Приуралья, где савроматы не жили. Памятники савроматского времени, исследованные в Самарской области, представлены курганами и случайными находками, поселения С.к. не известны. При совершении погребальных церемоний часто использовался огонь. Погребальный обряд: курганные насыпи; наличие одиночных и коллективных захоронений; простые могилы или ямы со входом–дромосом, которые перекрывались деревянными плахами или сооружениями из сырцового кирпича, в могильнике Березки I открыт мавзолей, возведенный из сырцового кирпича; положение умерших вытянуто на спине, головой в западном, иногда в южном направлениях. Особенностью С.к. был «звериный стиль» в искусстве, когда вещи, прежде всего, оружие, узда, алтари и зеркала украшались изображениями животных. Для С.к. характерны короткие мечи-акинаки с очень разнообразными по форме навершиями и перекрестиями рукоятей, использование бронзовых втульчатых наконечников стрел, удила и псалии, каменные алтари, бронзовые зеркала, глиняные лепные плоскодонные сосуды с невыразительным орнаментом, либо вообще без него. Проблема происхождения С.к. до конца не решена. Ранее существовала гипотеза об ее формировании на основе срубной культуры эпохи бронзы. В IVв. до н.э. С.к. перестала существовать, так как ее создатели были частично вытеснены, частично смешались с кочевниками, переселившимися в Поволжье и Подонье из степей Южного Приуралья. С.к. стала компонентом при формировании новой раннесарматской культуры кочевников Волго-Уралья. Погребения савроматского времеи обнаружены в курганных могильниках: у сел Андреевка, Новопавловка, Неприк и Гвардейцы, Березки и Новоберезовка.

Лит.: Железчиков Б.Ф., Сергацков И.В., Скрипкин А.С. Древняя история Поволжья по письменным и археологическим источникам. Волгоград, 1995; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964.

В.Н.Мышкин

Среднесарматская культура

Среднесарматская культура - археологическая культура раннего железного века, время существования которой определяется I в.н.э. – начало II в. н. э. Территория распространения: восточноевропейские степи от р.Урал на В до р.Дунай на З. В Самарском Поволжье памятники С.к. расположены главным образом в долине реки Самары. Свое название получила от племен сарматов с указанием ее положения в периодизации сарматских культур. Сформировалась на основе раннесарматской культуры и культуры ирано-язычных кочевников, мигрировавших из Средней Азии. С.к. представлена материалами из курганных могильников. О сарматах – ее создателях имеются письменные свидетельства античных авторов. Для С.к. типичны земляные курганы небольших размеров, захоронения в простых ямах и подбойных могилах, положение погребенных вытянуто на спине, головой в южном направлении. Часто встречаются квадратные могилы и расположение умерших людей по их диагонали. Сопровождающий набор вещей представлен оружием, конской уздой, орудиями труда, украшениями, предметами туалета, напутственной пищей. Для С.к. характерны импортные круговые кувшины, изготовленные меотами Прикубанья и в Боспорском царстве, римская металлическая посуда, собственно сарматские горшки, вылепленные без применения гончарного круга. Типичны мечи и кинжалы с навершием рукоятей в виде кольца и прямым перекрестием, стрелы с мелкими железными черешковыми трехпёрыми наконечниками. В погребениях С.к. встречаются бронзовые зеркала с валиком по краю диска, конической выпуклостью в центре и штырем для крепления в рукояти, зеркала из Передней Азии и Китая, стеклянные и фаянсовые бусы, пронизи, подвески из греческих городов и Египта, золотые и бронзовые браслеты, гривны, перстни, серьги. Вещи часто украшены схематичными изображениями зверей со вставками из бирюзы, стекла и цветной эмали. Основой хозяйственной деятельности среднесарматских племен являлось кочевое скотоводство, часть населения занималась земледелием. Имелось собственное ремесленное производство. Значительную роль играли торговля с греческими городами Северного Причерноморья и центрами Средней Азией, посредничество в торговле между городами Причерноморья и торговыми центрами Азии. Сарматы относились к числу ирано-язычных народов. На протяжении II в.н.э. в культуре сарматских племен произошли изменения, в результате которых С.к. сменила позднесарматская. На территории Самарского Поволжья погребения среднесарматской культуры исследованы в могильниках у хут. Истомина (ныне территория г. Самары), пос. Березняки, сел Хрящёвка, Гвардейцы, Преполовенка, Андреевка, Виловатое.

Лит.: Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989; Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев. 1988; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Материалы IV международной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории». Вып. 2. Самара, 2000.

В.Н.Мышкин

Позднесарматская культура

Позднесарматская культура - археологическая культура раннего железного века (II в. н.э. – IV в. н.э.). Территория распространения первоначально охватывала степи от р.Урал на В до р.Дунай на З, впоследствии уменьшилась и включала в себя Приазовье, Поволжье, Южное Приуралье. В Самарском Поволжье памятники П.к. расположены главным образом в долине реки Самары. Свое название П.к. получила от племен сарматов с указанием ее завершающего положения в периодизации сарматских культур. П.к. сформировалась на основе среднесарматской культуры и культуры ирано-язычных кочевников, мигрировавших из Средней Азии. Представлена материалами из курганных могильников. Для П.к. типичны земляные курганы небольших размеров, захоронения в простых ямах и подбойных могилах, положение погребенных вытянуто на спине, иногда в гробах, головой в северном направлении. В захоронениях встречаются предметы вооружения, конская узда, орудия труда, украшения, предметы туалета, напутственная пища. П.к. характеризует своеобразный набор вещей. Это мечи с рукоятями без металлического навершия (иногда насаживались халцедоновые) и перекрестия, луки «гуннского типа» с костяными концевыми и срединными наладками, железные трехлопастные наконечники стрел. Часто встречаются двусоставные удила, иногда с железными и бронзовыми кольцами, к которым крепились зажимы. Большое распространение в быту получили бронзовые фибулы–застежки, маленькие зеркала-подвески, бусы 14-гранной формы из сердолика и стекла, насаженные на бронзовую спираль, серебряные и бронзовые лунницы, железные и бронзовые пряжки с подвижным язычком. Глиняная посуда, которую помещали в могилы, представлена лепными и круговыми кувшинами и горшками, миниатюрными сосудиками и курильницами. Поздние сарматы употребляли бронзовые литые, а также кованые котлы. Основой хозяйственной деятельности племен П.к. являлось кочевое скотоводство, существовали домашние производства. Значительную роль играла торговля с греческими городами Северного Причерноморья и центрами Средней Азией. Поздние сарматы относились к числу ирано-язычных народов. Среди них выделялись аланы, подчинившие себе многие окружающие племена и распространившие на них свое имя. П.к. прекратила существование в конце IVв. после того, как гунны, вторгшиеся в Восточную Европу, нанесли поражение сарматским племенам, включили их в состав своего разноэтничного племенного союза и вовлекли в движение на территорию Западной Европы. Отдельные элементы П.к. стали частью культуры средневековой Алании на Северном Кавказе, салтово-маяцкой культуры Подонья, а также, вероятно, славянских племен. В Самарской области позднесарматские погребения обнаружены в могильниках Березняки, Гвардейцы I, Андреевка, Виловатое, Осиновка, Черновка III.

Лит.: Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989; Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев. 1988; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000; Скрипкин А.С. Нижнее Поволжье в первые века нашей эры. Саратов, 1984.

В.Н.Мышкин

Царевокурганский культурный тип

Археологические исследования на территории Самарской области привели к выявлению новых материалов второй половины I-III вв. н.э. Характерным типом керамического комплекса этой эпохи являются горшковидные сосуды с отогнутой наружу шейкой и выраженным внутренним ребром в месте перехода от шейки к тулову, декорированные пальцевыми вдавлениями по краю венчика. Впервые комплекс подобной керамики был обнаружен при анализе коллекции из раскопок А.В.Збруевой на Царевом кургане. К настоящему времени известно 12 памятников, на которых выявлены материалы Ц.к.т.: селище и городище Лбище, селища Подгоры I, Шигоны III, Новинки V, Березовка. Известные памятники относятся к категории неукрепленных поселений. Мощность культурного слоя на поселениях не превышает 10-15 см. Площадь каждого поселения менее 1 га. Жилые постройки первых веков н.э. были частично исследованы на поселении Березовка. Одна полуземлянка имела вход в виде узкого коридора, напротив которого располагался очаг, сложенный из камней, обмазанных глиной. Наряду с полуземляночными постройками существовали и наземные жилища. На вершине Царева кургана обнаружено три безынвентарных погребения, костяки в которых лежали в вытянутом положении на спине, головами на запад и юго-запад. Вероятно, для населения Ц.к.т. были свойственны бескурганные погребения. В остеологической коллекции Царева кургана были определены кости лошади, крупного рогатого скота, овцы, свиньи, собаки, козы, медведя и бобра. Население, оставившее памятники Ц.к.т., вело комплексное хозяйство, в котором наряду с придомным скотоводством определенную роль играла охота. Вопрос о роли земледелия до получения новых данных остается открытым. Керамический комплекс Ц.к.т. включает следующие категории: миски, в том числе острореберных форм; горшки, неорнаментированные и орнаментированные по краю венчика; кувшины. Единичными экземплярами представлены диски и миниатюрные сосуды. Преобладают крупные сосуды горшковидной формы с раструбообразным расширением, орнаментированные по венчику пальцевыми вдавлениями, насечками или специальным штампом. В формовочной массе сосудов имеется примесь дробленой кости или раковины. Индивидуальные находки представлены пряслицами трех типов: биконическими крупными пряслицами с небольшим отверстием, уплощенно-цилиндрическими и бочонковидными пряслицами. Памятники Ц.к.т. в Самарском Поволжье датируются второй пол. I - III вв. н.э. Они принадлежат особой группе оседлого населения, генетически не связанной с предшествующими поволжскими культурами и родственной населению, оставившему памятники позднескифского круга в Верхнем Подонье и Саратовском Поволжье. Дальнейшие судьбы населения Ц.к.т. не установлены. Отдельные признаки (орнаментация венчиков горшков пальцевыми защипами, наличие керамики с примесью дробленой кости, специфическая обработка поверхности сосудов и т.д.) находят параллели в материальной культуре памятников типа Сиделькино-Тимяшево лесостепного Поволжья. Возможно, часть населения Ц.к.т. приняла участие в генезисе раннесредневековых земледельческих культур в Среднем Поволжье как один из многих компонентов.

Лит.: Сташенков д.А. Оседлое население Самарского лесостепного Поволжья в I-V веках н.э. Самара, 2005.

Д.А.Сташенков