«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Здравствуйте.Ранее я уже обращался к вам , по поводу нахождения Липовского редута,но у Вас не оказалось на тот момент верной информации вы указали мне на Заинский редут,сейчас нам при поддержке нашего клуба"Сергиева дружина" и группы единомышленников удалось найти на карте некий редут который при накладке старых ландкарт на современные карты очень похож на искомый нами редут, помогите установить истину Липовский ли это редут вот координаты 54.164248,51.034632 .Нам не безразлична история нашего края и хотелось бы убрать еще одно белое пятно .
Уважаемый Сергей!
Действительно, по указанным координатам на карте в 5 км к северу от д. Липовки Сергиевского района, в месте впадения ручья Шиловского в речку Кильна (правый приток реки Липовки) находится сооружение внешне напоминающее редут. Оно подквадратной формы, размерами 34х30 м. Заметны ров и вал вокруг, а также вход с восточной стороны. Возможно это и есть Липовский редут, который был сооружен еще до строительства Ново-Закамской линии и входил в число т.н. «Сокских редутов». Правда, как пишет Э.Л. Дубман, Липовский редут находился в месте впадения р.Елховки в р. Липовку (Дубман, 2004, с. 20). Но судя по карте Ф.Ф. Ласковского (Дубман, 2004, с.129, рис.18) редут Липовский находился севернее дер. Липовка в месте впадения какой-то речки справа в р. Липовку, что соответствует обнаруженному на карте объекту.
А вот, что нам ответил автор книги о Новой Закамской линии, доктор исторических наук Э.Л.Дубман:
"Липовский редут это не Новая Закамская линия. Он не входил в состав ее сооружений и был построен раньше. Может быть, еще при Петре, може,т сразу после его смерти. Он есть на картах, которые помещены в книге"
Насколько изучен Муром под Жигулевском?
Уважаемый Измаил!
Если Вас интересует площадь, которая была исследована на Муромском городке, то она составляет чуть больше 4000 кв.м. Понятно, что это ничтожно мало при площади памятника, которая только в пределах укреплений составляет 150 га. Эту информацию, как и другие сведения о памятнике Вы могли бы и сами найти на нашем сайте http://archsamara.ru/samara/pamjatn2/,
Там же и рекомендуемая литература.

Вопрос, касательно Ново-Закамской линии обороны а точнее об одном из :2-ой драгунский билярский полк, интересует информация об исторической значимости, а так-же интересует информация о майоре Неплюеве, который стал основателем Неплюевки, и о последующей судьбе его потомков в период революции
Здравствуйте, Измаил!
Мы рады, что Вы обратились к нашему сайту в поисках ответа на интересующие Вас вопросы. Но эти вопросы, видимо, нужно задать историкам. Они знают эту эпоху лучше археологов.
О Неплюеве много информации в Интернете.
Мы можем порекомендовать книгу С.А.Александровой и Т.И.Ведерниковой "Сельские дворянские усадьбы Самарского Заволжья в XIX-XX веках". Самара, 2015. В этой монографии Неплюевым посвящен целый раздел.
Желаем Вам успеха!
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Елшанская культура

ЕЛШАНСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура эпохи неолита. Названа по с.Старая Елшанка в Оренбургской области. Она, по мнению исследователей, является наиболее древней керамической культурой в междуречье Волги и Урала, а при сопоставлении с другими неолитическими культурами Европы она оказывается наиболее ранней и среди них. Культура представлена стоянками, выявленными в бассейнах рек Самара и Сок: Елшанка, Ивановка, Нижняя Орлянка II, Чекалино IV и др. Главный культурообразующий признак всех этих памятников - наличие в культурном слое тонкостенных сосудов с приостренным или округлым (реже - плоским) дНищем. Основные элементы орнаментации керамики — выпуклины-жемчужины и разного рода линии (горизонтальные, зигзагообразные). Радиоуглеродные методы датирования позволили определить время существования культуры с середины VII тыс. до н. э. до начала VI тыс. до н. э. Исследователи этой культуры И.Б.Васильев и А.А.Выборнов предположили, что своеобразный керамический и орудийный комплекс культуры сложился за счет притока в районы Самарского Поволжья отдельных групп населения из районов Средней Азии. А.Е.Мамонов полагает, что ее корни необходимо искать в мезолитических традициях Волго-Камья и, возможно, некоторых смежных территорий, расположенных не к югу, а к северу или северо-западу от ареала елшанских памятников.
Лит.: Васильев И.Б., Выборнов А.А. Неолит Поволжья (степь и лесостепь). Куйбышев, 1988; Выборнов А.А. Средневолжская культура // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Самара, 2000; Выборнов А.А. Неолит // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007; Мамонов А.Е. Ранний неоолит. Елшанская культура // История Самарского края с древнейших времен до нащих дней. Каменный век. Самара, 2000.