«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
почему идет распашка древних курганов в алексеевском районе в граница сел летниково-ореховка-самовольно ивановка.
Уважаемый Эрик Александрович!
Мы разделяем Ваше беспокойство по поводу разрушающихся распашкой курганов. К сожалению, это происходит не только в Алексеевском районе. Но остановить распашку можно только в случае, если в результате обнажаются древние сооружения, погребения и объекты, скрытые под насыпью кургана. Только в этом случае Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (ГУООКН) может ввести обременения на хозяйственную деятельность на месте разрушающегося памятника.
Возможно, в Вашем случае уже следует обратиться в ГУООКН. На их сайте http://nasledie.samregion.ru/ есть раздел для обращений граждан.
Еще раз спасибо за Ваше небезразличное отношение к древним памятникам.
Здравствуйте! Нашел предмет похожий на старый наконечник стрелы.Подскажите, где можно в Самаре узнать об этом по подробнее.
Здравствуйте!
Приносите Вашу находку в Самарский областной историко-краеведческий музей (ул.Ленинская, 142] и обращайтесь в отдел археологии. Сотрудники отдела Вам обязательно помогут с атрибуцией находки
Доброго времени суток. Вопрос к археологам. Что делать и к кому обращаться, если ты нашел в лесу скопление курганов (5 так точно) по всей видимости это они и есть, т.к. они расположены на вершине холма и имеют явные признаки рукотворного происхождения.
Здравствуйте, Владислав!
О курганах, которые Вы нашли, можно сообщить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Вашего региона. Если Вы сможете указать место расположения курганов (район, расстояние до ближайшего населенного пункта), они смогут сверить эти данные с реестром памятников и определить, известны эти курганы или это вновь выявленный памятник.
Контактные данные управлений можно найти а интернете.
«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Бронзовый век

Ямная культура

Ямная культура - археологическая культура раннего бронзового века. В Самарском Поволжье бронзовый век наступает в конце IV тыс. до н.э., когда степи и лесостепи Заволжья заселили племена ямной культуры. Данное название культуре дал В.А.Городцов, выделивший среди погребений бронзового века Юга России три группы, самую древнюю из которых назвал «ямной» по наиболее общему признаку могильной конструкции. Я.к. или ямная культурно-историческая область охватывала территорию степного и южного лесостепного пояса Восточной Европы от Урала на В до Дуная на З, от Предкавказья на Ю до Среднего Поволжья на С. В рамках ямной культуры выделяется более десятка локальных вариантов. Первые погребения ямной культуры на территории нашей области были исследованы в середине 20-х гг. XX века В.В.Гольмстен при раскопках курганов у с.Березняки Кинель-Черкасского района. Наибольшее количество погребений Я.к. было открыто в результате работ 70-80-х годов археологами СГПУ и СГУ в курганных могильниках, попадавших в зоны строительства гидромелиоративных сооружений, газо-нефтепроводов. Были исследованы курганы у сел Утевка, Покровка, Кашпир, Абашево, Владимировка, Красносамарское, Лопатино, Кутулук и др. Новые комплексы эпохи ранней бронзы были открыты в начале 2000-х годов в курганах у сел Нижняя Орлянка, Спиридоновка, Грачевка, Журавлиха, Полудни. В настоящее время в Самарском Поволжье известно более 100 погребений Я.к. Древнейшие памятники Я.к. объединены в рамках репинского культурного типа. Погребения этого типа, судя по радиоуглеродному датированию, относятся к последней трети IV – началу III тыс. до н.э. В Среднее Поволжье ямные племена продвинулись из более южных степных районов, постепенно осваивая южную часть лесостепной зоны Волго-Уральского междуречья. Курганы расположены по берегам рек - притоков Волги, протекающих в широтном направлении (Сок, Самара, Чагра и др.). Основная масса изученных в Самарском Поволжье памятников Я.к. относится к позднему этапу развития (первая половина III тыс. до н.э.). Природно-климатические условия оказывали значительное влияние на хозяйственную деятельность ямных племен. В это время начали складываться условия для подвижного пастушеского характера экономики племен, обитавших в степных и южнолесостепных районах Самарского Поволжья. Кочевническое хозяйство предполагает смену зимних и летних мест обитания, перекочевку вслед за своими стадами, которым нужны новые пастбища и источники воды. Одним из главных признаков кочевого образа жизни является полное отсутствие поселенческих памятников Я.к. в Самарском Поволжье. После себя племена Я.к. оставили только многочисленные курганы - надмогильные земляные насыпи. Основные черты погребального обряда: могильные ямы – простые, со ступеньками; перекрытия ям деревянными и растительными конструкциями; положение погребенных на спине с согнутыми в коленях ногами (часто с завалом на правый бок); ориентировка головой на В и СВ; посыпка умерших охрой. В погребальный инвентарь входила глиняная посуда. Керамика Я.к. представлена яйцевидными округлодонными формами, орнамент наносился оттисками шнура, гребенчатого штампа или овальными наколами-вдавлениями. На более позднем этапе Я.к. появились сосуды с уплощенным дном, бесшейные яйцевидные банки или сосуды со слабо выделенными венчиками. Орнамент выполнен гребенчатым штампом, а также веревочными оттисками и различными вдавлениями. Ведущей категорией погребального инвентаря ямных погребений являются металлические орудия и оружие: ножи, шилья, тесла, проушные топоры. Это связано с тем, что Самарское Поволжье входило в область распространения волго-уральского металлургического очага, который функционировал на основе Каргалинских медных рудников, в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции. Бронзовые предметы по своему облику восходят к майкопско-новосвободненским образцам, дошедшим с Северного Кавказа до Среднего Поволжья. Наступление бронзового века ознаменовало собой появление колесного транспорта, который способствовал освоению новых территорий и расселению древних племен Свидетельством этого служат находки остатков колесного транспорта. Повозки или их детали найдены на территории от Южного Урала на В до Нижнего Дуная на З. В Самарском Поволжье древнейшие повозки пока не найдены. Ближайшие находки повозок - в курганах Я.к. у с.Шумаево в Оренбуржье. Важнейшим итогом существования Я.к. явилось становление в степях Восточной Европы производящего хозяйства в его особой форме – кочевом скотоводстве. В эпоху Я.к. на месте энеолитической раздробленности в восточноевропейских степях появилась стабильная общность с общими чертами курганного погребального ритуала, ставшего основой нового мировоззрения и религиозно-мифологических представлений формирующегося индоевропейского населения Восточной Европы.

Лит.: Васильев И.Б., Кузнецов П.Ф., Турецкий М.А. Ямная и полтавкинская культуры // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара. 2000; Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара. 2007.

М.А.Турецкий

Увеличить изображение
НОЖ. Бронза, кость. Длина 22 см. Курганный могильник Лещевка I, курган 3, погребение 2. Нефтегорский район. Раскопки П.Ф.Кузнецова, 2004 г.
Увеличить изображение
БУЛАВКИ-РОГАТКИ. Кость. Высота 7,8 см; 6,5 см. Курганный могильник Лопатино II, кург.3, погр.2. Красноярский район. Раскопки П.Ф.Кузнецова, 1986 г.
Увеличить изображение
СОСУД. Глина. Высота 15,5 см. Могильник у с. Екатериновка, участок V, погребение 1. Приволжский район. Раскопки А.И.Крамарева, 1986 г.
Увеличить изображение
МЕЧ-СКИПЕТР. Бронза. Длина 48,7 см. Курганный могильник Кутулук. Кинельский район. Раскопки П.Ф.Кузнецова, 1990 г.

Вольско-лбищенский тип

Вольско-лбищенский тип - группа археологических памятников среднего бронзового века (последние века III тыс. до н.э.) и распространенная преимущественно в лесостепном правобережье р.Волги, от Самарской Луки на С до границы Волгоградской и Саратовской областей на Ю. Памятники В.-л.к.т. известны также в низовьях рек Б. и М. Узень. В Самарском Поволжье керамика В.-л.к.т. найдена на поселениях Самарской Луки и в бассейне рек Сок и Б.Кинель. Основной тип памятников: поселения, расположенные на труднодоступных возвышенностях по берегам р.Волги, а также керамические комплексы на поселениях бронзового века. Площадки поселений имеют зачастую естественные границы, позволяющие считать их укрепленными городищами. Основу хозяйства племен В-л.к.т. составляло скотоводство и, определенную роль начинало играть земледелие. Практиковались также рыболовство и охота. Керамика В.-л.к.т. лепная, изготовлена из глины с примесью дробленой раковины и органики. Горшковидные и баночные сосуды часто имеют выделенный венчик, оформленный характерным утолщением или воротничком. Сосуды орнаментированы зубчатым штампом или шнуром в виде простых елочных узоров или более сложных композиций (треугольников, лесенок, вертикальных рядов). Орудия труда из камня представлены пестами и плитами для растирания растений и, возможно, зерна, клиновидными орудиями для рыхления почвы, а также каменными грузилами для сетей, каменными пряслицами, кремневыми наконечниками стрел. Возможно, с населением В.-л.к.т. связаны некоторые бронзовые орудия труда и украшения, близкие по форме абашевской металлообрабатывающей традиции и найденные на некоторых памятниках с вольско-лбищенской керамикой (Пещера Братьев Греве, Царев Курган). К числу таких орудий относятся двулезвийные ножи с перекрестием, плоские тесла, рыболовные крючки, очковидные подвески. Памятники В.-л.к.т. оставлены в Поволжье пришлым населением, связанным, с кругом культур шнуровой керамики. Заняв территорию, непосредственно граничащую с территорией расселения племен полтавкинской культуры, вольско-лбищенские племена находились с ними в тесном контакте, о чем свидетельствует наличие керамики В.-л.к.т. в полтавкинских памятниках и некоторые орудия, характерные для культур полтавкинско-катакомбного круга и встреченные на памятниках В.-л.к.т. (каменная булава). Дальнейшая судьба населения, оставившего памятники В.-л.к.т., связана с формированием в лесостепном Поволжье и Подонье памятников потаповского и власово-филатовского типов, которые вместе с абашевской культурой явились основой сложения культур позднего бронзового века. Памятники В-л.к.т. на территории Самарской области: селище Лбище, Пещера Братьев Греве, Царев курган, городище Каменная Коза.

Лит.: Васильев И.Б., Матвеева Г.И., Тихонов Б.Г. Поселение Лбище на Самарской Луке // Археологические исследования в Среднем Поволжье. Куйбышев, 1987; Васильев И.Б. Поселение Лбище на Самарской Луке и некоторые проблемы бронзового века Среднего Поволжья // Вопросы археологии Урала и Поволжья. Самара, 1999; асильев И.Б., Кузнецов П.Ф. Памятники вольско-лбищенского типа // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000.

Ю.И.Колев

Полтавкинская культура

Полтавкинская культура среднего бронзового века была выделена П.Д.Рау в 20-е годы XXв. Наиболее полная характеристика культуры дана Н.К.Качаловой в 60-70-е годы. Изучением памятников П.к. в Самарском Поволжье целенаправленно занимались И.Б. Васильев и П.Ф. Кузнецов. П.к. сформировалась в Среднем Поволжье в пограничье степи и лесостепи, а затем распространилась на огромной территории от Волги до Урала и от Северного Прикаспия до глубинной лесостепи на севере. Предполагается формирование П.к. на основе смешения групп населения ямной и родственных ей степных культур Поволжья, а также под влиянием традиций, связанных с миром катакомбных культур и новотиторовской культуры Предкавказья. Основной тип памятников – курганные могильники. Поселения известны только в Северном Прикаспии и Нижнем Поволжье. К настоящему времени учтено 30 курганных могильников П.к. в Самарском Поволжье: Абашево, Аверьяновка, Андреевка, Бобровка I, Владимировка, Грачевка I, Давыдовка, Журавлиха, Кряж I и П, Кашпир, Калиновка, Красносамарские I, П, Ш, IV, Кутулук III, Лопатино I, Нижняя Орлянка I, Нур, Гвардейцы 2, Покровка, Потаповка, Преполовенка, Сускан, Светлое Озеро, Тамбовка, Утевка I, III, IV. Всего к настоящему времени исследовано более 100 погребений П.к. Курганные могильники П.к. располагаются на первых надпойменных террасах, а также на участках высокой поймы. Выделяется 6 обрядовых групп П.к., объединенных общими чертами погребального обряда: 1. Курганные насыпи больших размеров; могильные ямы крупных размеров с уступами-ступенями, ориентированные по линии В-З, либо СВ-ЮЗ; сложная конструкция могильной ямы и внутримогильных сооружений; следы огня и посыпка дна охрой; положение погребенных с разворотом на правый бок; богатый и разнообразный инвентарь (бронзовые топор, ножи-кинжалы; штыковидные наконечники, шилья, тесла, украшения в виде золотых и серебряных подвесок, спиральных пронизей, каменных бусин, предметы ритуально-магических функций). Данная группа захоронений соответствует погребениям вождей и жрецов полтавкинского общества; 2. Основные погребения под небольшими насыпями; черты обряда соответствуют 1-й группе, но погребения содержат более бедный инвентарь – металлические ножи и шилья, плоскодонные сосуды, украшенные елочным орнаментом и «шагающей» гребенкой. 3-5. Имеют лишь отдельные признаки П.к. Большинство погребений безинвентарны, часто являются впускными в уже готовые насыпи. 6. Погребения совершены в подбоях-углублениях в боковых стенках могил; положение погребенных - скорченно на левом и на правом боку; инвентарь отсутствует. В развитии П.к. выделяется два этапа. Ранний этап датируется XXIX/XXVIII вв. до н.э. – XXV/XXIV вв. до н. э. Поздний этап соответствует XXIV/XXIII вв. до н.э. – XXII/XXI вв. до н. э. Полтавкинское наследие прослеживается в последующих культурах бронзового века, в том числе – потаповской культуре, оставленной колесничими воинами.

Лит.: Васильев И.Б., Кузнецов П.Ф., Турецкий М.А. Ямная и полтавкинская культуры // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000.

П.Ф.Кузнецов

Абашевская культура

Археологические памятники А.к. оставлены населением среднего бронзового века (конец III – начало II тыс. до н.э.). Свое название А.к. получила по первому исследованному в 20-е годы XXв. могильнику у с.Абашево в Чувашии. Территория А.к. связана с зоной широколиственных лесов от Верхнего Поволжья на западе до Южного Зауралья на востоке, от Средней Камы на севере - до р.Самары на юге. Территориальные различия памятников А.к. позволили в 70-е гг. выделить три ее варианта, составляющие культурно-историческую общность: доно-волжский, средневолжский и южноуральский (баланбашский). В Самарском Поволжье памятники А.к. в ее южноуральском варианте появились на позднем этапе существования культуры. Они располагаются в бассейнах рек Сок и Самара. Своим происхождением А.к. связана с миром культур шнуровой керамики и боевых топоров, хотя есть иное мнение, связывающее происхождение А.к. с местной, полтавкинской, основой. Основные виды археологических памятников А.к. в Поволжье: курганные и грунтовые могильники, поселения, клады, случайные находки. На территории Самарской области изучены поселения и жертвенные места. Основу хозяйственной деятельности племен А.к. составляло скотоводство с преимущественным разведением крупного рогатого скота и большой долей в стаде свиньи и лошади. Высокого развития в среде племен А.к. достигла металлургия меди, хотя сохраняли свое значение обработка камня и кости. Для абашевской металлургии характерно использование мышьяковой меди, полученной из медно-мышьяковых руд зауральского происхождения. Племенам А.к. было знакомо горное дело – они первыми начали в большом объеме разрабатывать уральские месторождения меди. Кузнецы А.к., наследовав основные приемы и стереотипы металлообработки от Циркумпонтийской металлургической провинции, выработали собственные традиции металлообработки, определившие своеобразие абашевского металлообрабатывающего очага. Среди основных орудий из металла - плоские топоры-тесла, стамески, шилья, крюки. Оружие представлено бронзовыми топорами, наконечниками копий, кремневыми наконечниками стрел. Разнообразны украшения из бронзы и серебра: подвески из свернутой желобчатой пластины, бляшки-розетки, пронизки, очковидные подвески, браслеты, перстни, колечки. Погребальный обряд характеризуется невысокими курганными насыпями с деревянными конструкциями под ними, культом огня, жертвоприношением животных, положением умерших на спине вытянуто или скорченно на боку, головой преимущественно на ЮВ. Керамика А.к. изготавливалась вручную, имеет нарядный геометрический орнамент, занимающий почти всю поверхность сосудов. Фигуры орнамента: узкие висячие треугольники с горизонтальной штриховкой, заштрихованные ромбы, ромбовидные и прямоугольные меандры. Встречаются маленькие острореберные сосудики с пышной орнаментацией. Такая керамика характерна для абашевских поселений на р.Б.Кинель. На поселенческой керамике бассейна р.Сок и Самара геометрический орнамент встречается реже, что может объясняться более поздним возрастом этих памятников. Племена А.к, наряду с племенами полтавкинской культуры на ее позднем этапе и племенами потаповского культурного типа, приняли участие в формировании культур позднего бронзового века, прежде всего, срубной культуры. Металлургия абашевской культуры стала одним из импульсов в сложении евразийской металлургической провинции позднего бронзового века. Памятники А.к. на территории Самарской области: пещера Братьев Греве, поселения Белозерки, Красный Городок, Ильинка, Суруш, Точка, Красные Пески, Глубокое Озеро, Лебяжинка V, Максимовка, могильник на дюне «Человечья голова», погребения в могильниках Съезжее, II Красносамарский.

Лит.: Кузьмина О.В. Абашевская культура в Самарском Поволжье // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000.

Ю.И.Колев

Потаповский культурный тип

Потаповский культурный тип - группа памятников лесостепного Волго-Уралья переходного периода между средним и поздним бронзовым веком, объединенных общими культурными чертами, характеризующими специфические особенности эпохи (первая четверть II тыс. до н.э.). П.к.т. был выделен благодаря раскопкам 1985-91 гг., проведенным экспедицией СамГПУ под руководством И.Б.Васильева, П.Ф.Кузнецова, А.П.Семеновой. П.к.т. включает около 100 погребений в основном из 4 курганных могильников: Потаповка, Лопатино II, Грачевка II на реке Сок и VI Утевского к.м. в нижнем течении р.Самары. Территория распространения памятников П.к.т. пока ограничивается бассейном этих двух рек и приурочена к югу лесостепи. П.к.т. представлен курганными могильниками, которые и дают представление о хозяйственном укладе оставивших их племен, основах общественного устройства, погребальных традициях. Основу их хозяйства составляло скотоводство с преимущественным разведением крупного и мелкого рогатого скота, а также коневодство. Видимо, именно потаповские племена сделали наиболее важные шаги в использовании лошади для верховой езды и в колесничьей упряжке. Значительное место в жизни потаповских племен играла также бронзовая металлургия, в которой произошли существенные преобразования по сравнению с предшествующей эпохой. Могильники П.к.т. расположены на краях первых надпойменных террас или на участках высокой поймы. Захоронения совершались на специально подготовленной площадке и перекрывались общей земляной насыпью. Характерной чертой погребального обряда являлись многочисленные жертвенники из частей туш животных, расположенные в могильных ямах и на подкурганных площадках. Состав жертвенных животных: быки, овцы и козы. Погребения, расположенные в центре подкурганной площадки, отличаются значительным размером ям, наличием деревянных настилов-перекрытий, уступов-ступенек, сложных внутримогильных сооружений, от которых сохранились ровики, столбовые ямки. В могильных ямах встречаются скелеты лошадей и остатки деревянных конструкций (частей разобранных деревянных повозок?). Погребальному ритуалу П.к.т. присуще значительное разнообразие в положении умерших: на левом боку (преобладающая поза), на спине, на правом боку. Скорченность костяков слабая или средняя. Встречаются вторичные захоронения, коллективные погребения. Ориентировка могильных ям центральных захоронений в основном широтная, периферийные могильные ямы имеют самые разнообразные ориентировки, обусловленные круговым расположением могил. Погребенные, как правило, положены вдоль длинной оси ямы, а в парных и групповых захоронениях – поперек длинной оси. Погребальный инвентарь представлен лепной глиняной посудой, а также изделиями из бронзы, кости и камня. Из кремня изготавливались наконечники стрел, из рога – псалии, значительное число которых найдено в курганах П.к.т., из кости – наконечники стрел, бусины, гребни. Среди металлических вещей большое количество ножей, ножей-бритв, кинжалов с костяными рукоятями, серповидных орудий, долот, тесл, шильев, игл. В одном погребении Утевского VI могильника найден бронзовый наконечник копья. Медные украшения представлены желобчатыми браслетами, височными кольцами, подвесками, бусинами. Встречены и орудия кузнечного производства: глиняные кузнечные сопла, каменные оселки. Металлообработка потаповских племен в значительной степени унаследовала традиции волго-уральского металлургического очага раннего и среднего бронзового века. Но появились также новые приемы изготовления и типы изделий, которые впоследствии станут характерным для металлообработки позднего бронзового века: ножи с намечающимся перекрестием, втульчатые наконечники копий. Пограничное положение памятников П.к.т. на рубеже среднего и позднего бронзового века отразилось в гончарстве потаповских племен. Значительная часть посуды из могильников П.к.т. имеет ярко выраженные черты керамики полтавкинской культуры среднего бронзового века. Встречаются сосуды, близкие абашевской гончарной традиции. В свою очередь, основные типы сосудов П.к.т. находят продолжение и развитие в памятниках покровского типа срубной культуры.

Лит.: Васильев И.Б., Кузнецов П.Ф., Семёнова А.П. Потаповский курганный могильник индоиранских племен на Волге. Самара, 1994; Они же. Памятники потаповского типа в лесостепном Поволжье // Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н.э.). Самара. 1995.

Ю.И.Колев

Потаповский культурный тип
Увеличить изображение
ДОЛОТО. Бронза. Длина 18,8 см. Курганный могильник Утевка VI, курган 6, погребение 6. Нефтегорский район. Раскопки И.Б.Васильева, П.Ф.Кузнецова, А.П.Семеновой, 1986 г. Перв.пол. II тыс. до н.э.
Увеличить изображение
ТЕСЛА. Бронза. Длина 14,2 см, 12,7 см, 15,2 см. Курганный могильник Утевка VI, курган 6, погр.4, 2, 6. Нефтегорский район. Раскопки И.Б.Васильева, П.Ф.Кузнецова, А.П.Семеновой, 1986 г. Перв.пол. II тыс. до н.э.
Увеличить изображение
НАКОНЕЧНИКИ СТРЕЛ. Кремень. Курганные могильники Потаповка (1) Утевка VI, курган 6, погр.4, 2 (2, 3). Раскопки И.Б.Васильева, П.Ф.Кузнецова, А.П.Семеновой, 1985-87 г. Перв.пол. II тыс. до н.э.
Увеличить изображение
ПСАЛИЙ. Кость. Размеры 5,7 х 4,3 см. Курганный могильник Утевка VI, кург.6, погр.5. Нефтегорский район. Раскопки И.Б.Васильева, П.Ф.Кузнецова, А.П.Семеновой, 1986 г. Перв.пол. II тыс. до н.э.

Покровский культурный тип

Покровский культурный тип - группа археологических памятников в составе срубной культуры позднего бронзового века, относящихся к ее раннему этапу. По мнению некоторых археологов, они составляют отдельную археологическую культуру, предшествующую срубной общности. П.к.т. датируется XVII-XVI вв. до н.э., или несколько более ранним временем. Для П.к.т. характерны курганные могильники с круглыми земляными насыпями высотой 1-1,5 м и диаметром не более 20-25м. Курганы расположены в ряд, реже – компактной группой. Под насыпями находится 1-3 погребения, реже встречается большее число захоронений. Большинство погребений совершено в ямах крупных размеров. Часто могильные ямы перекрыты деревянными плахами, встречаются деревянные конструкции внутри ям, дно выстлано подстилкой из материала органического происхождения. Погребенные лежат на левом боку, головой на С и СВ. Как правило, умерших клали не по центру ямы, а у одной из длинных стенок. Рядом с ними была положена жертвенная пища, от которой остались кости крупных домашних животных. Под насыпью некоторых курганов встречаются жертвенники из частей туш или целых костяков животных. Погребальный инвентарь: бронзовое и каменное оружие, бронзовые орудия труда, инсигнии власти - каменные булавы и топоры, костяные детали жезлов. К оружию относятся кинжалы, топоры, лук с костяными и кремневыми наконечниками стрел, ножи. Орудия труда представлены ножами, долотом, иглами, шильями. Украшения встречаются редко, в основном в погребениях с орудиями труда и глиняными сосудами. Богатый набор металлических, костяных и каменных изделий курганных погребальных комплексов позволяет отнести значительную их часть к числу воинско-жреческих. Вторую группу покровских памятников составляют могильники, в которых отсутствуют воинские захоронения. Погребальный обряд этой группы отличается большим количеством погребений под насыпью, мелкими размерами ям, более простой организацией внутримогильного пространства (реже встречаются перекрытия и подстилки на дне ям). Для обеих групп могильников П.к.т. характерна керамика со специфичными особенностями: колоколовидной формой, примесью раковины в глиняном тесте, орнаментацией поверхности в виде глубоких расчесов или штриховки. Эти типы керамики и некоторые виды орудий и украшений связаны с участием в формировании П.к.т. племен абашевской культуры или носителей потаповского культурного типа. Несмотря на некоторые отличительные черты, обусловленные значительной долей погребений с высоким социальным статусом, а также на наличие так называемой «покровской» керамики, могильники П.к.т. обнаруживают все основные признаки срубной культуры и составляют ее неотъемлемую часть на раннем этапе ее развития. Об этом свидетельствуют комплексы покровской керамики, найденные на многих срубных поселениях. Территория распространения памятников П.к.т.: Поволжье от устья р.Камы на С до района сближения Дона с Волгой на Ю. Сходные с покровскими социально престижные комплексы обнаружены на р.Дон. Некоторые исследователи считают их результатом продвижения на Дон волго-уральского населения. Основные памятники П.к.т. в Самарском Поволжье: курганные могильники Неприк, Широченка, Хрящевка I, Федоровка I и II, Новопавловка, Спиридоновка II, Нижнеозерецкое, Осинки I, Чулпан, Песочное, а также I Кашпирский одиночный курган, грунтовый могильник Съезжее II.

Лит.: Халиков А.Х. Поволжье в покровское время // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов, 1989; Кузьмина О.В. Соотношение абашевской и покровской культур // Конвергенция и дивергенция в развитии культур эпохи энеолита-бронзы Средней и Восточной Европы. Часть II. СПб., 1995; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000.

Ю.И.Колев

Срубная культура

Срубная культура археологическая культура позднего бронзового века, памятники которой были распространены в евразийской степи и лесостепи от Поднепровья и Предкавказья на западе до Урала на востоке. В Самарском Поволжье памятники С.к. наиболее многочисленны и представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, случайными находками. Датируется С.к. Самарского Поволжья XVII-XV вв. до н.э., а в последнее время предлагается удревнение самых ранних памятников С.к. до начала II тыс. до н.э. С.к. Самарского Поволжья сложилась на основе культуры полтавкинских племен, а импульсом для этого процесса могло послужить формирование волго-уральского очага культурогенеза с участием абашевских, потаповских, сейминско-турбинских культурных традиций. Комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство и благоприятные климатические условия позволили племенам С.к. расселиться на значительной территории, включая лесостепное и степное Поволжье. В Самарском Поволжье поселения срубной культуры встречаются на всех крупных притоках Волги, а также на многих мелких реках и старичных озерах. Поселения С.к. имеют различный характер: долговременные и небольшие сезонные селища. Бытовые, хозяйственные и жилые постройки в основном полуземляночного и наземного типа. На поселениях встречаются очаги, ямы-хранилища, колодцы. Основные орудия труда изготавливались из меди и бронзы, однако очень много орудий из кости и камня. Металлообработка С.к. основана на передовых технологиях евразийской металлургической провинции. Литейщики выработали ряд оригинальных типов орудий труда и оружия, характерных для срубного очага металлообработки. Среди них - листовидные ножи с перехватом и перекрестием, вислообушные топоры, желобчатые браслеты, височные подвески в полтора оборота. Источником металла для срубной металлообработки служили уральские рудники, в том числе Каргалинский (Оренбургская обл.). Однако срубными племенами Самарского Поволжья предпринимались попытки разработки собственных медных месторождений, свидетельством чему является древний горно-металлургический комплекс селища Михайло-Овсянка I. Погребальные памятники – захоронения под курганными насыпями в простых ямах, иногда с деревянными перекрытиями. Для большинства погребений характерно положение умерших на левом боку головой на СВ. Погребенных сопровождают 1-2 сосуда, иногда встречаются бронзовые браслеты, подвески, реже – жертвенный нож, кости животных. В некоторых социально значимых погребениях встречены символы власти – жезлы, булавы. Основные памятники: поселение горняков-металлургов Михайло-Овсянка I, селища Федоровка, Кирова, Сачково озеро, Кротовка, курганные могильники I Красноселки, Каменный Враг, Лузановка, Белозерка, Звенигородка, Старая Ивановка, Киевка, Волчанка, II Подстепки, IV Кашпир, I Кирова, Четыровка, Золотая Нива II.

Лит.: Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев. 1988; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000. Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007.

Ю.И.Колев

Увеличить изображение
ПСАЛИИ. Кость. Курганный могильник Новые Ключи III. Кинель-Черкасский район. Раскопки В.Н.Мышкина, 2004 г.
Увеличить изображение
ПРЯЖКИ. Кость. Курганный могильник Федоровка I, кург.1, погр.1. Приволжский район. Грунтовый могильник I Алексеевский. Хвалынский район Саратовской области.
Увеличить изображение
ТОПОР. Бронза. Длина 14,5 см. Рождественский курганный могильник, кург.1, погр.1. Волжский район. Раскопки А.И.Крамарева, 1991 г.
Увеличить изображение
КИНЖАЛ. Бронза. Длина 23,8 см. Курганный могильник Песочное I, кург.7. Безенчукский район. Раскопки В.А.Скарбовенко, 1978 г.
Увеличить изображение
СЕРПЫ. Бронза. Царев Курган. Красноярский район. Сборы А.В.Збруевой, 1938 г.
Увеличить изображение
ШИЛО С РУКОЯТЬЮ. Бронза, кость. Могильник у с. Ягодное. Ставропольский район. Раскопки Н.Я.Мерперта, 1950 г.
Увеличить изображение
. НАКОНЕЧНИК КОПЬЯ. Бронза. Одиночный курган Красноселки I. Безенчукский район. Раскопки О.И.Пороховой, 1986 г.
Увеличить изображение
НАВЕРШИЕ БУЛАВЫ. Камень. Диаметр 5,5см, высота 4,5 см. Курганный могильник Рождествено I. Курган 2, погребение 5. Волжский район. Раскопки А.И. Крамарева, 1991 г.
Увеличить изображение
НАВЕРШИЕ БУЛАВЫ. Горный хрусталь. Курганный могильник Новоселки, кург.3, погр.2. Республика Татарстан. Раскопки В.А.Скарбовенко, 1985–87 гг.
Увеличить изображение
. НАВЕРШИЕ И РУКОЯТЬ ЖЕЗЛА. Рог. Курганный могильник Красноселки I. Кург.1, погр.9. Безенчукский район. Раскопки Ю.И.Колева, 1986 г.
Увеличить изображение
БРАСЛЕТЫ. Бронза. Диаметр 7,6 см и 7,3 см. Царев курган. Красноярский район. Сборы А.В.Збруевой, 1938 г.
Увеличить изображение
«ФЛЕЙТА ПАНА». Кости утки и гуся. Курганный могильник Николаевка III. Волжский район. Раскопки В.А.Скарбовенко, 1995 г.
Увеличить изображение
ВИСОЧНАЯ ПОДВЕСКА. Золото. Курганный могильник Подлесный I. Волжский район. Раскопки В.А.Цибина, 2000 г.
Увеличить изображение
ВИСОЧНЫЕ ПОДВЕСКИ. Бронза, золото. Курганный могильник Просвет I, кург.7, погр.2. Волжский район. Раскопки А.И. Королева, 2005 г.
Увеличить изображение
НАШИВНЫЕ УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА. Бронза. Курганный могильник Золотая Нива II, кург.1, погр.4. Ставропольский район. Раскопки И.Н.Васильевой, 1976 г.

Сусканская культура

Увеличить изображение
Керамика с поселений Лебяжинка V и Лебяжинка II
Керамика с поселений Лебяжинка V и Лебяжинка II

Сусканская культура - археологическая культура финального бронзового века. Датируется третьей четвертью II тыс. до н.э. (XV/XIV-XIII/XIIвв. до н.э.). Памятники С.к. распространены преимущественно в лесостепной зоне Волго-Уралья. Происхождение С.к. связано с проникновением в Волго-Камье традиций урало-западносибирского происхождения, носителями которой были позднеандроновские (федоровские) и черкаскульские племена. В Самарском Поволжье памятники С.к. известны в основном в лесостепной зоне. Основные виды памятников: поселения, расположенные по берегам малых рек; подкурганные захоронения; случайные находки металлических изделий. Новые традиции выразились прежде всего в гончарном производстве и в металлообработке. Керамика отличается от предшествующей срубной керамики технологией изготовления, формой сосудов, орнаментацией. Для С.к. характерен такой тип гончарной продукции как кубки на поддоне. Погребальных памятников немного. Положение погребенных на правом боку и ориентировка их головой в юго-восточный сектор отличает сусканские могильники от предшествующих им срубных.

Увеличить изображение
Бронзовые кельт и наконечник копья (1 - окр. с.Борма, 2 - окр. х.Лебяжинка)
Бронзовые кельт и наконечник копья

Металлообработка С.к. составляет часть дербеденевского металлообрабатывающего очага и характеризуется такими орудиями труда как кельт, серп дербеденевского типа, нож-бритва, кельт-тесло. Оружие представлено наконечниками копий с прорезными крыльями пера. Все металлические орудия изготовлены из оловянистой бронзы. Основные памятники С.к. в Самарком Поволжье: поселения Сускан I, Русская Селитьба II, Лебяжинка V, курганный могильник Студенцы.

Лит.: История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000.

Ю.И.Колев

Атабаевско-кайбельский культурный тип

Увеличить изображение
Керамика и бронзовый кельт (1, 3 - пос.Елховка II, 2 - пос.Поплавское)
Керамика и бронзовый кельт атабаевского типа

Атабаевско-кайбельский культурный тип - группа археологических памятников лесостепного Волго-Камья, относящихся к заключительной стадии бронзового века (третья – начало четвертой четверти IIтыс. до н.э.). Территория их распространения: лесостепное Волго-Камье и юг лесостепного Поволжья. На территории Самарской области памятники А-к.к.т. встречаются, в основном, в северной лесостепной части. Свое название А-к.к.т. получил по археологическим памятникам, на которых была выделена характерная для этого культурного типа керамика: Кайбельскому селищу в Ульяновской области и Атабаевскому поселению в Татарстане. А-к.к.т. изучен в основном по поселениям и кладам бронзовых изделий. Погребения этого времени малочисленны. Можно предполагать, что основой хозяйства населения А-к.к.т. было скотоводство, бронзолитейное и кузнечное ремесла. Бронзовые орудия, найденные на поселениях, а также многочисленные случайные находки бронзовых орудий на территории лесостепного Волго-Камья позволяют отнести металлообработку этого времени ко второй стадии Евразийской металлургической провинции, характеризующейся окончательным утверждением новых приемов (литья тонкостенных втульчатых орудий труда и оружия) и использованием преимущественно олова в качестве лигатуры в медном сплаве. Орудия труда и оружие представлены типами, характерными для дербеденевского металлообрабатывающего очага: широкими серпами, кельтами, асимметричными кельтами-теслами, ножами с перекрестием-упором, кинжалами, ножами-бритвами, копьями с прорезными крыльями. Для населения, оставившего памятники А-к.к.т., характерны жилые постройки с входом, расположенным с длинной стороны жилища. К характерным особенностям гончарства А.-к.к.т. относится рельефная орнаментация керамики: в виде воротничков, валиковых налепов, вдавлений, «жемчужин» и сохранение некоторых элементов предшествующей сусканско-андроновской традиции: заштрихованных косоугольных треугольников, ломаных полос, елочек, нанесенных штампом. А.-к. к.т. сформировался в лесостепной полосе Волго-Камья и Приуралья на основе предшествующей сусканской культуры и родственных ей образований под влиянием традиций культур валиковой керамики, получивших распространение в степной зоне Евразии в последней четверти II тыс. до н.э. В какой-то мере А.-к. к.т. можно рассматривать как лесостепной вариант ивановской культуры, специфической особенностью которого является заметный андроновский компонент в керамике, обусловленный значительным участием в сложении его культур позднеандроновскогоо круга, прежде всего, сусканской культуры. Памятники в Самарском Поволжье: поселения Нижняя Орлянка II, Елховка II. Кроме того, атабаевско-кайбельская керамика встречена на поселениях: Грачев Сад, Кирпичные Сараи, Поплавское, Осиновые Ямы.

Лит.: Колев Ю.И. Заключительный этап эпохи бронзы в Поволжье // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000.

Ю.И.Колев

Ивановская культура

Увеличить изображение
Инвентарь ивановской культуры: 1, 6 - сел.Григорьевка I; 2 - псалий из Оврага Подпольщиков; 3 - кельт из Бормы: 4 - сел.Осиновые Ямы; 5 - клад Сосновая Маза; 7 - сог.Утевка VI, погр.1; 8 - сел.Екатериновка.
Инвентарь ивановской культуры

Ивановская культура группа археологических памятников заключительной стадии бронзового века (XIV-XII вв. до н.э). Территория распространения И.к. охватывает степные районы Евразии от Днепра до Урала. На территории Самарской области памятники И.к. расположены преимущественно в степных районах. Характерной особенностью И.к. является керамика с рельефной орнаментацией в виде налепных валиков, позволяющая включить ее в обширную культурно-археологическую общность культур валиковой керамики. Свое название И.к. получила по одному из первых известных памятников Ивановскому поселению в Хвалынском районе Саратовской области. Памятники И.к. представлены поселениями, кладами металлических изделий, случайными находками и редкими погребениями. Долговременные поселения И.к. немногочисленны. Это связано, возможно, с постепенным переходом населения, оставившего памятники И.к., к подвижным формам хозяйства, в котором основную роль играло отгонное скотоводство. Основные орудия труда изготовлены из оловянистых бронз. Часть их является продукцией дербеденевского очага металлообработки (асимметричные кельты-тесла), а часть орудий выработана ивановскими литейщиками. Специфическими орудиями являются серпы-косари сосновомазинского типа и кинжалы с литыми прорезными рукоятями (кинжалы сосновомазинского типа). Погребальный обряд известен по захоронениям в простых прямоугольных ямах под курганами и без курганной насыпи. Умерших клали в скорченной позе на правом боку головой на В, ЮВ, в сопровождении 1-2 сосудов. Редко встречаются изделия из бронзы и камня. И.к. сложилась на территории, занятой в предшествующую эпоху племенами срубной культуры. Толчком для смены гончарных традиций и погребального обряда стали существенные изменения в хозяйственной жизни, вызванные резкими климатическими изменениями, усилившимися интеграционными процессами, которые были обусловлены значительно выросшим значением обмена, формированием новых культурных и производственных очагов, в том числе дербеденевского металлообрабатывающего очага в Волго-Камье и родственного ему лобойковского очага в Поднепровье. В формировании И.к. определенную роль могли сыграть позднеандроновские культурные традиции, определившие облик соседней с И.к. лесостепной сусканской культуры. В свою очередь, гончарные традиции И.к. встречены и на лесостепной территории, что подтверждает тесное взаимодействие двух культурных миров – степного и лесостепного – на заключительной стадии бронзового века. С И.к. связано распространение новых, более передовых приемов металлообработки, новых форм хозяйственной деятельности на обширной территории степного Волго-Уралья, Подонья и левобережного Поднепровья. Основные памятники И.к.: поселения Григорьевка II, Постников овраг, Осиновые Ямы, могильник Утевка VI.

Лит.: История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000; Колев Ю.И. Ивановская культура позднего бронзового века: основные черты и проблемы исследования // Актуальные проблемы археологии Урала и Поволжья. Самара, 2008.

Ю.И.Колев

Маклашеевская культура

Маклашеевская культура - археологическая культура конца эпохи бронзы (XI-IX вв. до н.э.). Территория распространения памятников М.к. ограничивается на З р.Ветлугой, на С – Средней Камой в районе г.Перми, на В – р.Белой в районе Уфы, на Ю – р.Сок. В Самарском Поволжье, расположенном южнее основного ареала М.к., известны лишь отдельные памятники, содержащие комплексы керамики маклашеевского типа. Они расположены в бассейне р.Сок и Б.Кинель. Название культуры связано с первым изученным памятником у с.Маклашеевка в Спасском районе Татарии. Первоначально памятники М.к. А.Х.Халиков относил к особому этапу приказанской культуры. Позже было обосновано существование в конце бронзового века особой культуры, являвшейся частью предананьинской культурно-исторической общности. Для М.к. характерны новые для Волго-Камья гончарные традиции, выразившиеся в появлении круглодонных сосудов с цилиндрическим высоким горлом, орнаментацией, сочетающей ямочные вдавления и флажковые орнаменты, примесью раковины в глиняном тесте. На поселениях М.к. встречены остатки наземных жилищ вытянутой формы. Основные черты погребального обряда: грунтовые могильники с рядным расположением могильных ям, захоронение умерших в вытянутом на спине положении, с ориентировкой ногами или головой в сторону реки, с наличием сопровождающих «в иной мир» вещей. Погребальный инвентарь разнообразен. Орудия труда представлены бронзовыми и каменными ножами, костяными и бронзовыми проколками. Реже встречаются каменные тесловидные орудия и оселки, орудия рыбной ловли (бронзовые крючки и костяные гарпуны). Очень разнообразно оружие: каменные и бронзовые наконечники копий, бронзовые топоры-кельты, стрелы с костяными наконечниками, каменные булавы. Среди украшений встречаются бронзовые очковидные подвески, височные кольца, бронзовые браслеты, ожерелья из стеклянных бус, круглые бронзовые бляхи с ушком. Конская сбруя представлена стержневидными псалиями. В некоторых погребениях встречены остатки жертвенной пищи в виде костей мелкого рогатого скота, лошади, птицы. Происхождение М.к. является сложной проблемой. Одни исследователи связывают ее появление с миграцией племен ирменской культуры из Западной Сибири в Волго-Камье, свидетельством которой является Рождественский могильник в Татарии. По мнению других исследователей, М.к. формируется на базе приуральских памятников переходного межовско-маклашеевского типа. Согласно третьей точке зрения М.к. сложилась на местной основе в результате взаимодействия «текстильного» и андроноидного культурных компонентов. Многие элементы М.к. находят продолжение в памятниках ананьинской культурно-исторической общности, что побудило некоторых ученых относить ее к кругу культур раннего железного века. В Самарском Поволжье керамика М.к. обнаружена на поселениях Нижняя Орлянка II, Чекалино II, Новый Путь IV, Веретяевка II, что позволяет существенно расширить территорию культурогенеза культур предананьинского круга.

Лит.: Халиков А.Х. Приказанская культура // САИ. Вып.В.1-24. М., 1980. Колев Ю.И. Керамические комплексы поселений позднего бронзового века в нижнем течении р.Сок // Вопросы археологии Поволжья. Вып.1. Самара, 1999; Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового–раннем железном веках. Казань, 2008.

Ю.И.Колев

Нурский культурный тип

Нурский культурный тип - группа памятников конца эпохи бронзы, характеризующих переходный период от эпохи бронзы к раннему железному веку и датирующихся X-IX вв. до н.э. Свое название получил по поселению Нур в Волжском районе Самарской области, на котором была собрана большая коллекция керамики специфической формы и орнаментации. Памятники Н.к.т. представлены дюнными недолговременными стоянками, а также несколькими погребениями, которые по ряду признаков можно отнести к переходной эпохе от позднего бронзового к раннему железному веку. Н.к.т. выделен прежде всего по своеобразной керамике с отогнутым или грибовидным венчиками, орнаментированной валиками с защипами, ямками, «жемчужинами». В нурских погребениях обнаружены бронзовые однолезвийные ножи, бронзовые и костяные наконечники стрел, каменные оселки, костяные и глиняные пряслица, украшения, характерные для киммерийской эпохи. После того как памятники Н.к.т. были выделены в степном Поволжье, стало возможным отнести к этому культурному типу некоторые памятники финального бронзового века в Нижнем Поволжье, Центральном и Восточном Казахстане. Вместе с памятниками Н.к.т. они образуют культурно-хронологический пласт, на базе которого, возможно, формировались культуры савроматов и саков.

Лит.: Агапов С.А., Васильев И.Б. Новые поселения срубной культуры в Куйбышевском Заволжье // Очерки истории и культуры Поволжья. Вып.2. Куйбышев, 1976; Качалова Н.К. Памятники нурского типа и проблема культур эпохи финальной бронзы // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов, 1989; Алексеев А.Ю., Качалова Н.К., Тохтасьев С.Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. СПб., 1993.

Ю.И.Колев