«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Вопрос-ответ
Доброго времени суток. Вопрос к археологам. Что делать и к кому обращаться, если ты нашел в лесу скопление курганов (5 так точно) по всей видимости это они и есть, т.к. они расположены на вершине холма и имеют явные признаки рукотворного происхождения.
Здравствуйте, Владислав!
О курганах, которые Вы нашли, можно сообщить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Вашего региона. Если Вы сможете указать место расположения курганов (район, расстояние до ближайшего населенного пункта), они смогут сверить эти данные с реестром памятников и определить, известны эти курганы или это вновь выявленный памятник.
Контактные данные управлений можно найти а интернете.
Здравствуйте.Ранее я уже обращался к вам , по поводу нахождения Липовского редута,но у Вас не оказалось на тот момент верной информации вы указали мне на Заинский редут,сейчас нам при поддержке нашего клуба"Сергиева дружина" и группы единомышленников удалось найти на карте некий редут который при накладке старых ландкарт на современные карты очень похож на искомый нами редут, помогите установить истину Липовский ли это редут вот координаты 54.164248,51.034632 .Нам не безразлична история нашего края и хотелось бы убрать еще одно белое пятно .
Уважаемый Сергей!
Действительно, по указанным координатам на карте в 5 км к северу от д. Липовки Сергиевского района, в месте впадения ручья Шиловского в речку Кильна (правый приток реки Липовки) находится сооружение внешне напоминающее редут. Оно подквадратной формы, размерами 34х30 м. Заметны ров и вал вокруг, а также вход с восточной стороны. Возможно это и есть Липовский редут, который был сооружен еще до строительства Ново-Закамской линии и входил в число т.н. «Сокских редутов». Правда, как пишет Э.Л. Дубман, Липовский редут находился в месте впадения р.Елховки в р. Липовку (Дубман, 2004, с. 20). Но судя по карте Ф.Ф. Ласковского (Дубман, 2004, с.129, рис.18) редут Липовский находился севернее дер. Липовка в месте впадения какой-то речки справа в р. Липовку, что соответствует обнаруженному на карте объекту.
А вот, что нам ответил автор книги о Новой Закамской линии, доктор исторических наук Э.Л.Дубман:
"Липовский редут это не Новая Закамская линия. Он не входил в состав ее сооружений и был построен раньше. Может быть, еще при Петре, може,т сразу после его смерти. Он есть на картах, которые помещены в книге"
Насколько изучен Муром под Жигулевском?
Уважаемый Измаил!
Если Вас интересует площадь, которая была исследована на Муромском городке, то она составляет чуть больше 4000 кв.м. Понятно, что это ничтожно мало при площади памятника, которая только в пределах укреплений составляет 150 га. Эту информацию, как и другие сведения о памятнике Вы могли бы и сами найти на нашем сайте http://archsamara.ru/samara/pamjatn2/,
Там же и рекомендуемая литература.

«Самарское Археологическое Общество» (САО)
Энеолит

Гаринский культурный тип

Гаринский культурный тип - керамический комплекс эпохи энеолита (вторая половина IV тыс. до н.э.), выявленный в Самарском Поволжье на стоянках: Виловатое, Большая Раковка II, Лебяжинка IV, Чекалино IV. Близкая керамика обнаружена также на некоторых поселениях в Саратовской и Оренбургской областях, Башкортостана. Керамика Г.к.т. представлена круглодонными сосудами, сделанными вручную из формовочных масс с примесью раковины, следами зубчатой зачистки поверхности. Они орнаментированы гребенчатыми штампами, ямчатыми вдавлениями, прочерченными линиями, оттисками аммонитов и веревочки. Узоры: горизонтальные ряды наклонных оттисков длинного гребенчатого штампа, разделенные поясками оттисков короткой гребенки; горизонтальные полосы гребенчатых оттисков; горизонтальные зигзаги; диагональные ряды. Форма и орнамент этих сосудов близки посуде гаринской культуры, первые памятники которой были исследованы в Прикамье в 1934-37 гг. Н.А.Прокошевым, затем О.Н.Бадером и другими учеными. Гаринская культура, первоначально названная турбинской, затем гаринско-борской, занимает территорию смешанных лесов Камско-Вятского междуречья и датируется второй половиной III тыс. до н.э. На поселениях изучены жилища-полуземлянки столбовой конструкции подпрямоугольной и подквадратной формы, часто соединенные переходами. Каменные орудия гаринско-борского населения сделаны, в основном, из кремневых отщепов. Орудийный набор включает скребки различных типов, наконечники стрел листовидной и ромбической формы, ножи на крупных плоских отщепах, ножи с двусторонней ретушью и с выступом-«пуговкой» на черешке, рубящие орудия, грузила для рыбной ловли. Известны кремневые фигурки животных – кабана, медведя. В среде гаринско-борского населения появляется производство медных изделий: ножей, шильев, рыболовных крючков, колец, подвесок-украшений. Хозяйство - комплексное присваивающее. Судя по костям животных на стоянках, люди охотились на северных оленей, бобров, лосей, куниц, кабанов, медведей, барсуков, зайцев, косуль, волков, птиц. Грузила, рыболовные крючки, гарпуны, находки рыбной чешуи в хозяйственных ямах указывают на большую роль рыбной ловли. Происхождение Г.к.т. связывается с предшествующими неолитическими культурами Волго-Камья, и новоильинской культурой. Материалы Г.к.т., исследованные в лесостепных и степных областях Волго-Уралья, имеют большое значение для решения проблемы сложения гаринской культуры энеолитического населения Поволжского региона.

Лит.: Бадер О.Н. Поселения Турбинского типа в Среднем Прикамье. МИА, № 99. М., 1961; Васильев И.Б. Энеолит Поволжья (степь и лесостепь). Куйбышев, 1981; Наговицын Л.А. Новоильинская, гаринско-борская и юртиковская культуры // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987; Иванова М.Г., Голдина Р.Д. и др. История Удмуртии: С древнейших времен до XV в. / Под. Ред. М.Г.Ивановой. Удм. ИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2007.

А.И.Королев

Новоильинский культурный тип

Представлен группой специфической керамики, выявленной в керамических комплексах стоянок Большая Раковка II, Лебяжинка IV, Чесноковка II. Стоянки расположены на р.Сок в пределах Самарской области. Основные признаки керамики Н.к.т. близки керамике новоильинской археологической культуры эпохи энеолита. Территория распространения памятников этой культуры находится в зоне смешанных лесов Камско-Вятского междуречья. Период бытования памятников определяется первой половиной III тыс. до н.э. Исследованы поселения, могильники пока не известны. Хозяйство населения, оставившего памятники этого типа, было основано на охоте и рыбной ловле. Среди раскопанных памятников есть крупные селища с прямоугольными жилищами-полуземлянками каркасно-столбовой конструкции площадью 30-144 кв.м, соединенными переходами. Орудия изготавливали из кремневых отщепов и крупных пластин. Широко представлены скребки, ножи, наконечники листовидных, ромбических и треугольно-черешковых форм, скобели, сверла и проколки. Для изготовления топоров, долот и тесел использовали сланец и кремень. Характерными признаками новоильинской керамики являются: примесь песка и шамота, реже - органики, баночные или котловидные пропорции сосудов с прямыми, слабо загнутыми вовнутрь венчиками, небольшими округлыми и коническими днищами, изредка уплощенными и плоскими. Посуда украшалась преимущественно гребенчатыми и в меньшей степени ямчатыми и гладкими штампами и узкими насечками. Орнаментальные узоры: горизонтальные ряды, полосы, зигзаги из оттисков штампов и их сочетания, а также сетка, треугольники, ромбы. Посуда нижнекамских поселений иногда плоскодонная, в орнаментации применялась «шагающая гребенка». В развитии новоильинской культуры выделяют ранний и поздний этапы. Ее происхождение связывается с неолитическими волго-камскими племенами.

Лит.: Наговицын Л.А. Новоильинская, гаринско-борская и юртиковская культуры // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987; Иванова М.Г., Голдина Р.Д. и др. История Удмуртии: С древнейших времен до XV в. / Под. Ред. М.Г.Ивановой. Ижевск, 2007; Барынкин П.П., Козин Е.В. Некоторые результаты исследований II Большераковской стоянки (о культурно-хронологическом соотношении материальных комплексов памятника) // Древности Восточно-Европейской лесостепи. Самара, 1991.

А.И.Королев

Волосовская культура

Волосовская культура - археологическая культура эпохи энеолита (первая четверть III тыс.- начало II тыс. до н.э.). Название В.к. получила по результатам раскопок В.А.Городцова в 1877г. стоянки у д. Волосово Владимирской губернии. Основная территория распространения: Волго-Окское междуречье, Верхнее и Среднее Поволжье, междуречье Суры и Мокши, где раскопаны многочисленные стоянки этой культуры. В результате работ САЭ открыта самая южная группа волосовских памятников, расположенная в Самарском Поволжье. В.к. относится к кругу лесных культур, и основной ареал находится в зоне широколиственных лесов европейской части России. Однако, поселения с материалами В.к. известны и в лесостепи.

Хозяйство населения В.к. было присваивающим, и только на позднем этапе появилась металлообработка меди. Из объектов охоты следует назвать медведя, лося, кабана, бобра, северного оленя, куницу, добывали боровую и водоплавающую птицу. Многочисленные гарпуны, крючки, грузила указывают на распространение рыбного промысла. На поселениях изучены жилища-полуземлянки, нередко соединенные закрытыми переходами. Перекрытие опиралось на каркасно-столбовую конструкцию. Освещалось и обогревалось жилище открытыми очагами. Население В.к. достигло большого мастерства в изготовлении кремневых орудий труда. Из кремня делали также миниатюрные фигурки человека, животных, птиц, рыб, змей. Антропологически волосовское население не однородно. На Верхней Волге и в Волго-Окском междуречье по данным антропологии преобладал европеоидный компонент с монголоидной примесью. В Самарском Поволжье в последние годы изучены комплексы В.к. на многослойных стоянках, расположенных в бассейне р.Самары (Елшанка, Виловатое); в бассейне р.Сок (II Большая Раковка, IV Лебяжинка, II Чесноковка, Гундоровка); на р.Усе (II Шигонское поселение). Наибольшее значение имеет поселение Гундоровка, где найдены типично волосовские украшения, антропоморфные и зооморфные кремневые фигурки. Здесь выявлена также группа керамики с раковинной примесью, округлыми и уплощенными днищами, с отогнутыми наружу вплоть до Г- образных, утолщенными венчиками. Посуда украшалась преимущественно гребенчатыми штампами, реже - оттисками веревки, рамчатым штампом, прочерчиванием и ямчатыми вдавлениями. Узоры на керамике: вертикальные и горизонтальные зигзаги, треугольники, ромбы, сетка, ёлочка, горизонтальные, диагональные, вертикальные оттиски, «шагающая» гребенка. Часть признаков данной группы керамики близка волосовской посуде лесной полосы, но у нее есть сходство и с энеолитической посудой степных районов токского, Алексеевского, турганикского культурных типов и самарской культуры. Часть волосовской керамики залегала в небольших углубленных в землю жилищах, соединенных переходами, что соответствует волосовской традиции. Жители Гундоровского поселка занимались охотой и рыболовством, собирательством. Характер появления материалов В.к. в Самарском Поволжье пока остается до конца не выясненным и традиционно объясняется проникновением В.к. культуры в лесостепь. Однако, датирование керамики радиоуглеродным методом, определяет ее возраст третьей четвертью IVтыс. до н.э. и делает очень вероятным ее местное происхождение. Лит.: Васильев И.Б. Энеолит Поволжья (степь и лесостепь). Куйбышев, 1981. Крайнов Д.А. Волосовская культура // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Самара, 2000

Королев А.И.